У меня есть мечта. Мне очень хочется, чтобы российские предприниматели, которые создают современные высокотехнологичные компании, работали в России, и чтобы созданные ими предприятия оставались в России как в физическом, так и в юридическом и финансовом смысле. Я не хочу, чтобы наши потенциальные Эдисоны или Королевы уезжали за рубеж, чтобы они искали финансирование на Западе, а еще я очень не хочу, чтобы из первой же прибыли они сразу откладывали деньги на вывод своей компании в какую-нибудь Голландию или на Британские Виргинские Острова.
Я очень много и очень активно общаюсь с молодым поколением российских предпринимателей, особенно в высокотехнологичных секторах и в разговорах с ними я стараюсь их убеждать работать в России, создавать российские компании и пытаться когда-нибудь выйти на IPO в Москве, на московской бирже. И вот когда я общаюсь с серьезными российскими стартаперами, с теми парнями с горящими глазами, которым важно не выйти в кэш побыстрее, а создать второй Майкрософт, я сталкиваюсь с тем, что мне очень сложно их убеждать в преимуществе работы в России и в российском правовом и финансовом поле. Думаете их деньги волнуют? Думаете они от государства бюджетов ждут и сравнивают, сколько они могут заработать там и здесь? Нет, это их волнует гораздо меньше, чем принято считать. Гораздо больше их волнует безопасность своей собственности. Молодые русские Эдисоны и Королевы бегут в Лондон, Нью-Йорк или открывают компании в различных офшорах потому что они боятся, что их бизнес в России в любой момент может быть отобран, обанкрочен или поставлен на колени ушлыми чиновниками или силовиками.
Помимо примеров своих пострадавших друзей и знакомых, мои собеседники мне приводят в пример три скандальных инфоповода. Например, судью Хахалеву и скандалы с ее свадьбой, дипломом и так далее. Мне говорят "если мое дело будет вести такой суд, то моему бизнесу конец. Уж лучше Высокий суд Лондона". Вы бы что на это ответили? Или второй пример - уголовное дело против очень успешного российского бизнесмена, резидента новосибирского государственного технопарка, владельца компании ТИОН Дмитрия Трубицына, чьё дело они воспринимают как доказательство того, что даже если ты сделал отличный бизнес, если ты создал кучу рабочих мест, если тебя хвалили на всех уровнях власти за высокие технологии, разработанные в России, то все равно силовая система может и бизнес отобрать, и в тюрьму посадить. А третий инфоповод - это дело Роснефти против АФК Система, которое молодые предприниматели воспринимают не с точки зрения "О! Олигарха замочили!", а как тест – есть ли в России вообще хоть кто-то, кто может отбиться от бредового иска или даже такая крупная и уважаемая компания, как АФК, может буквально за ночь лишиться значительной части своих денег, при том что значительная часть экспертных оценок (что юристов, что финансистов) сходятся в том, что претензии совершенно безосновательны.
Фактически АФК судят за стандартную процедуру подготовки к IPO. И логично что те, для кого размещение на бирже их еще маленьких компаний пока только в планах, смотрят на эту ситуацию и примеряют ее на себя. Особенно сильно волнуются те, кто хоть как-то и хоть когда-то имело дело с государственными миноритариями и инвесторами, потому что если дело АФК создаст прецедент, то желающих повторить схему, которую в кулуарах называют "легальным отъемом средств" найдется очень много. И даже не в схеме дело. Если башкирский арбитраж, который сегодня вынес решение по удовлетворению иска к АФК, отказался приобщить к делу все экспертные заключения и тысячи документов, которые пытался представить ответчик, это значит, что никакого поиска истины в этом процессе не было.
Посмотрите на это глазами молодого бизнесмена, который прикидывает, что если экспертизы в поддержку позиции такой компании, как АФК, справедливый и компетентный (на самом деле нет) российский суд выкидывал в мусорную корзину конвейерным методом, то что будет со справками и экспертизами условного стартапера Васи Пупкина? Ничего хорошего не будет. Кстати, можно много рассказывать о том, как у нас будет всё хорошо с блокчейном, эджайлом, крипторублем, цифровой экономикой и умными контрактами на базе Эфира, но на данный момент ключевым доказательством в деле на 170 миллиардов рублей является нотариально заверенный скриншот переписки неизвестного происхождения и российский суд считает, что это - нормально и хорошо, и что никаких экспертиз не надо.
Мне постоянно напоминают об этом случае и мне нечего ответить программисту, который не понимает, как так может быть. Мне также нечего ответить, когда меня спрашивают почему суд, принимает решение взыскать ущерб за законное действие по погашению казначейских акций, которые еще и собирались заново разместить на иностранной бирже за большие деньги, т.е. суд увидел ущерб там, где была прибыль.
Я не хочу соглашаться с мантрами, что в России в принципе не найти справедливость. Сегодня в башкирском арбитраже было принято одно из самых нелогичных и одно из самых позорных решений российского правосудия, но это не конец. АФК уже заявила о том, что решение будет обжаловано и может быть на одном из более высоких этажей российского правосудия, найдется суд готовый хотя бы привлечь экспертов к рассмотрению и оценке этого сложного дела. Ну, а молодым стартаперам, я как традиционный оптимист, советую пока не паковать чемоданы и не переводить активы, но в нынешних условиях давать такие советы становится всё сложнее и сложнее.
Автор: Руслан Осташко