Омское метро – это удивительная история о том, как можно регулярно закапывать в землю деньги и ничего при этом не добиться. Начатый в советское время проект, казалось, уже совсем выдохся, и тут наверху решили дать ему новую жизнь. Не факт, что получится…
Что имеем? Строить метро в городе, мэр которого всегда вел войны с губернатором, начали в 1992 году. Потратили приличную сумму – 14 млрд. рублей. Из них 6 млрд. ушло на решение очень сложной задачи – сооружение метромоста через Иртыш длиной 650 метров. Увы, метромост в городе теперь есть, а метро так и не появилось. Правда, есть одна станция, которая работает в режиме подземного перехода… Омичи всегда хотели, чтобы метро достроили – власти это понимали и регулярно оглашали даты его открытия: 1997, 2008, 2012, 2015 годы. К 300-летию Омска, полагали многие, точно достроят, но и в 2016 году ничего не произошло.
Новый губернатор Александр Бурков то заявлял, что метро надо строить обязательно, то говорил о том, что его надо законсервировать. К этой игре в кошки-мышки уже стали привыкать, как вдруг неожиданно в 2021 году вице-премьер российского правительства Марат Хуснуллин заявил о необходимости достроить метро в Омске. Эта весть повергла омских чиновников в шок. Они жаждали подробностей. И дождались…
Хуснуллин сразу пояснил, что в Омске «хотят много, дорого», но денег не хватает и надо делать оптимизацию. Этого требуют от всех российских городов, где появятся новые станции метрополитенов. А вот как это конкретно будет выглядеть? – большой вопрос. Потому летом Александр Бурков заявил, что «метро в классическом виде» в Омске не появится, но зато будут некие скоростные трамваи. Возникла идея совместить уже построенные тоннели с трамвайными путями… А еще надо ломать голову над развитием транспортной инфраструктуры в целом, ведь под строительство метро зарезервировали 1400 земельных участков.
Летом губернатор Бурков отвечал на вопросы детей и признался: «Метро, к сожалению, очень дорогостоящий проект, мы, пожалуй, сделаем вам какие-нибудь скоростные поезда наземные».
Порассуждать про «какие-нибудь поезда» в Омске недавно собрали «круглый стол» в региональном Общественно-политическом центре. Что предлагали? Исключительно варианты с фантазией: скоростной трамвай, направляемые автобусы, электроавтобусы и троллейбусы. Главная мысль была такая: поскольку уровень расходов при продолжении строительства классического метрополитена является непомерно высоким для Омска, надо оптимизировать!
Как именно в Омске никто не знает, но, Марат Хуснуллин явно всем все объяснит.