Счетная палата России обнаружила "чудеса" в госзакупках

Счетная палата России проанализировала данные по госзакупкам за 2020 год и оценила долю закупок, которые производились у единственного поставщика в 74,1% от всех госконтрактов, которые заключались по федеральному закону, который их регулирует (44-ФЗ). Об этом пишет РБК со ссылкой на ежегодный отчет Счетной палаты.

 

В пресс-службе палаты изданию уточнили, что госзакупки у единственного поставщика составили 6,6 трлн руб от 8,9 трлн расходов на них. По сравнению с 2017 годом, когда эта доля составляла 57,1%, показатель вырос на 17 процентных пунктов, отметили аудиторы. В отчете палаты в 2020 году доля неконкурентных закупок составляла 76%. В неконкурентные закупки аудиторы включают как прямые закупки у единственного поставщика, так и закупки, которые привели к такой схеме поставок, например, в отсутствие других претендентов на контракт. Изначально заявленные закупки у единственного поставщика в 2020 году составили 1,85 трлн руб, по данным Минфина.

Счетная палата отмечает, что сокращение закупок у единственного поставщика было одной из целей Национального плана развития конкуренции на 2018–2020 годы, однако, по оценке аудиторов, большинство федеральных органов «формально подошли к исполнению» этого плана. В отчетах за предыдущие годы аудиторы называли преобладание таких закупок «системной проблемой», причина которой в том числе в неформальных связях между заказчиком и поставщиком. Счетная палата признала, что пандемия вызвала необходимость срочных закупок лекарственных средств и медицинского оборудования вне конкурсных процедур.

Гендиректор электронной торговой площадки «РТС-тендер» Владимир Лишенков отметил, что в росте доли неконкурентных закупок нет ничего хорошего, но ситуация не критична.

Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский считает, что не надо торопиться с мнением, что «система была дискредитирована», поскольку ей пришлось работать «в сложных условиях регулярного экономического стресса и повышенного спроса на определенные группы товаров». При этом Жарские не исключил, что целый ряд проблем в госзакупка, включая низкую эффективность действующей системы, рост отпускных цен и коррупционную составляющую могут усугубиться.

Вернуться назад