Опрос ВЦИОМ: У россиян нет времени на политику

В 2021 году об участии в выборах заявили только 22% россиян, в 2004-м таких было 55%. Самым частым оправданием россиян, не участвующих в политической деятельности, стало «отсутствие времени».

 

Неужели россияне настолько заняты, что совсем не имеют возможности выделить время на выражение своей гражданской позиции? Или, может быть, вопрос в другом: доверии к избирательному процессу, отсутствии мотивации или просто отсутствии интереса? Исследуя вопрос доверия к российским выборам, мы можем руководствоваться лишь данными финансируемого государством ВЦИОМ. Даже для интереса, ознакомиться с данными той же признанной иноагентом «Левады» не выйдет – они таких опросов не проводили последние 5 лет.

ВЦИОМ же говорит нам, что россияне стали доверять выборам больше – в 2018 и 2019 году, например, фиксировалось и вовсе рекордные показатели доверия наших соотечественников результатам выборов и ЦИКу. И это, по данным Центра – устойчивый тренд последних лет. Но насколько эти показатели правдивы, сказать сложно. Тем более, падение уровня участия в самих выборах при этом кажется парадоксальным.

Кроме того, не выходит отделаться от мысли, что неизменный состав верхушки власти страны не может не сказаться на мотивации граждан участвовать в выборах. В 2004 году, например, об участии в выборах заявляли 55% опрошенных россиян. Тогда большинство избирателей еще помнило 90-е, с их, может быть и диким, и необузданным, но все же неким подобием настоящих конкурентных избирательных процессов.

В 2021 году уже вовсю голосует поколение, прожившее всю осознанную жизнь с одним (де-факто) президентом. Голосовать, при этом, активнее всего продолжает, как раз, старшее поколение. Кроме того, возможно, голосовать не идут (а вместе с президентскими россияне зачастую пропускают и региональные), не видя в этом смысла.

Однако нельзя заявить о полной апатии наших соотечественников. Активно растет интерес к общественной жизни. Россияне предпринимают попытки повлиять на жизнь вокруг себя, но не такими глобальными методами, а точечно. Так, в два раза (до 8%) увеличилось количество участников петиций, организаторов сборов средств – с 9 до 20%. З

а такие результаты, в том числе, можно поблагодарить интернет – информация о тех или иных инициативах распространяется лучше в соцсетях, которые в 2004 году были еще мало распространены в РФ. Также люди стали активнее вести себя в местных комьюнити, домоуправлениях и комитетах.

О действительном положении дел все-же можно будет по результатам явки на предстоящие выборы в Госдуму.

Вернуться назад