Арбитражный суд Москвы отклонил иск Google к Федеральной антимонопольной службе с требованием отменить решение и предписание ФАС, принятые по жалобе «Яндекса» в сентябре прошлого года, сообщил журналистам источник, знакомый с решением суда, оглашенным в понедельник.
ФАС требовала от американского интернет-гиганта до 18 ноября (позднее срок был продлен до 18 декабря по просьбе компании) 2015 года устранить нарушение закона «О защите конкуренции» — «отвязать» магазин приложений Google Play от других сервисов, в том числе поиска.
В частности, Google должна исключить из соглашений с вендорами ограничения на установку приложений и сервисов других разработчиков. Существующие пользователи android-устройств должны быть уведомлены о возможности деактивации предустановленных приложений Google, изменении поисковой машины в браузере Google Chrome, установки иного виджета поиска, а также смены расположения иконок.
Заседание суда проходило на прошлой неделе в закрытом режиме. Истцами по делу выступают Google Inc. (США) и Google Ireland Ltd. При этом ранее суд отказал в привлечении к делу ООО «Гугл» (российская «дочка» Google), о котором просила ФАС (ходатайство ООО «Яндекс» о привлечении его к участию в деле в качестве третьего лица было удовлетворено).
«Мы приветствуем такое решение суда и уверены, что оно окажет благоприятное воздействие на состояние конкуренции на рынке IT», — заявил «Интерфаксу» начальник управления ФАС Владимир Кудрявцев.
ФАС возбудила дело в отношении Google в феврале прошлого года. «Яндекс» пожаловался, что Google диктует свои условия производителям мобильных устройств на базе Android. Так, в 2014 году Google запретила предустановку всех сервисов «Яндекса» на мобильных устройствах Fly, Explay и Prestigio.
В ходе расследования ФАС пришла к выводу, что американская компания разрешает производителям устанавливать на android-устройства Google Play только с рядом других приложений. При этом Google требует их размещения в приоритетных местах на экране и запрещает вендорам предустанавливать на устройствах приложения других разработчиков. Для получения лицензии на GMS (Google Mobile Services), без которой невозможно получить право на использование Google Play, производителям девайсов необходимо подписать договор с Google. Он обязывает производителей предустанавливать поиск и другие сервисы Google на первом экране мобильных устройств.
В ноябре Google заявила, что намерена оспорить предписание ФАС и объяснить в суде, почему считает его необоснованным. Старший юрист компании Теро Луко утверждал, что «ни один из существующих производителей устройств не обязан устанавливать приложения Google вместе с платформой Android». Если же производитель устанавливает пакет приложений Google, то компании важно, «чтобы сразу по извлечению из коробки в руках у потребителя оказалось полностью функциональное устройство». «Если производитель предустанавливает приложения Google, он может установить на устройство и конкурирующие приложения», — подчеркивал Луко, приводя в пример Samsung и ее смартфон Galaxy S6.
В свою очередь «Яндекс» утверждал, что «слова Google расходятся с делом — компания декларирует свободу выбора, а на самом деле вводит прямые запреты в соглашения с производителями». «Без Google Play невозможно выпускать популярные устройства на Android, а получить Google Play можно только согласившись на условия Google — это не свобода, а иллюзия выбора», — отмечал «Яндекс».
Также представители «Яндекса» говорили, что Google лукавит, декларируя возможность установки сторонних приложений на android-устройства. «Предустановка — самый главный и самый эффективный канал донесения мобильных сервисов до пользователя», а «на том же Samsung Galaxy S6 есть только поиск по умолчанию от Google, альтернативные поиски запрещены к предустановке в качестве сервиса по умолчанию», подчеркивала российская интернет-компания.
Доля мобильного трафика в поиске «Яндекса» по итогам четвертого квартала 2015 года составила 27% по сравнению с 26% в третьем квартале. Выручка от мобильной рекламы составила 22% от доходов в сегменте контекстной рекламы по сравнению с 21% по итогам третьего квартала.
Доля мобильного поиска в общем объеме поискового трафика в Google в России, по оценке аналитиков Sberbank CIB, приблизилась к 50%.