The National Interest в очередной раз завел разговор о гиперзвуковом оружии. На сей раз уже не о перспективе его создания в одной из трех стран, находящихся в данном вопросе впереди планеты всей, а о конкретной российской противокорабельной крылатой ракете «Циркон». Ее появление на российском флоте автор публикации Роберт Бекхузен ожидает в середине двадцатых годов, уточняя, «если все пойдет по плану». Правда, по плану это событие намечено на начало следующего десятилетия.
В статье говорится, насколько опасна эта ракета. Скорость «Циркона» и высокая маневренность оставляют средствам ПРО призрачные шансы на перехват. Роберт Бекхузен обращает внимание и еще на одно обстоятельство, о котором прежде в неспециализированных СМИ не говорилось.
«Циркон» адаптирован к универсальному корабельному стрельбовому комплексу 3С14, который в зависимости от типа и размеров корабля может быть как подпалубного размещения, так и палубного. Первый тип используется для вертикального пуска, второй — для наклонного размещения ракет. Существуют также варианты относительно количества размещаемых в комплексе ракет — от 2 до 8.
Универсальность комплекса распространяется как на используемые им ракеты, так и на корабли, на которых размещается 3С14. Ракеты такие: «Калибр» всех модификаций, «Оникс», «Циркон» и «БраМос» (перспективная гиперзвуковая ракета российско-индийской разработки).
А вот ранги кораблей, на которых может размещаться 3С14 — крейсеры, фрегаты, корветы, ракетные корабли и малые ракетные корабли. Поэтому «Циркон» угнетающе действуют на журнал: «Плохая новость для ВМС США состоит в том, что российский военно-морской флот планирует использовать 3С14 почти на всех своих кораблях».
Надо сказать, что хоть «Циркон» еще и не принят на вооружение, но США уже ведут с ним ожесточенную борьбу. Бюрократическим образом. Поскольку по части гиперзвуковых технологий отстают от России минимум на 5 лет. Чему существует ряд свидетельств. Например, неоспоримым фактом является проведение испытаний не макета, а уже реальной российской боевой ракеты. В США же работы по гиперзвуковому оружию находятся на стадии научно-исследовательских работ.
Последнее успешное испытание «Циркона» послужило сигналом для начала психической на него атаки. Инициатива была, как водится, «снизу», то есть от сателлитов США. В июле на симпозиуме Стратегического командования вооруженных сил США в Небраске представитель ВМС Великобритании Пол Беркан сообщил, что британские военные внимательно наблюдают за тем, каких успехов добилась Россия в области гиперзвукового оружия.
И ученые, и конструкторы Туманного Альбиона не в состоянии даже приблизиться к достижениям своих русских коллег. А посему, заявил Беркан, любые гиперзвуковые вооружения должны «регулироваться международными нормами и правилами». То есть — поскольку у нас ничего не получается, то необходимо связать Россию по рукам и ногам.
Вполне понятно, что если бы США находились ближе, чем Россия, или на таком же расстоянии от создания гиперзвуковой ракеты, то этого выступления не было бы. Ну, или Беркану дали бы отпор, мол, свободу конструкторской мысли нельзя ограничивать. Однако британская инициатива была встречена с пониманием.
Хотя, конечно, из США порой приходят сообщения, что американские инженеры находятся в двух шагах от решения гиперзвуковой проблемы. Так, минувшим летом стало известно, что австралийско-американский летательный аппарат развил скорость в 11 М (гиперзвук начинается с 5М). Аппарат был выведен в космос на высоту 278 км и оттуда устремился к земле.
В этот момент и был зафиксирован, казалось бы, фантастический результат. Однако неизвестно, какая доля скорости приходится на гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель, а какая — на ракету, поднявшую аппарат в космос, откуда он понесся вниз с ускорением свободного падения.
Осенью произошло ускорение и в отношении «международного регулирования» гиперзвукового оружия. За дело взялся американский стратегический исследовательский центр RAND (Research and Development — «Исследования и разработка»). Организация в высшей мере серьезная, проводящая исследования в интересах правительства США по проблемам безопасности по военно-техническим и стратегическим аспектам.
Логика тут такая. Наиболее близки к созданию гипероружия КНР, РФ и США.
Кому-то из них (понятно, кому) захочется распространять это оружие в страны третьего мира. И у заполучивших гиперзвуковые ракеты, которые невозможно перехватывать, создастся иллюзия безнаказанно их применить. Но, разумеется, ответ будет, сокрушительный. Так и начнется Третья мировая.
(Отметим в скобках, что и провоцирование Северной Кореи на необдуманные действия, и выкручивание рук Ирану, и разработка натовскими стратегами проекта «Глобального удара» — все это, по мнению RAND, ни в коем случае не является угрозой начала Третьей мировой войны).
Ну, и, наконец, выводы и предложения. Китай, Россия и США должны отказаться от распространения не только готовых гиперзвуковых ракет, но и технологий, и компонентов, включая двигатели, датчики, навигационные системы, средства связи, топливо. Нельзя передавать как безвозмездно, так и за деньги даже средства проектирования и моделирования гиперзвукового оружия.
Разумеется, должны быть выработаны механизмы контроля за исполнением соглашения. И даже предлагается избрать в качестве верховного арбитра Францию. Франции же предлагается привлекать к подписанию соглашения и другие страны.
Но самый главный и самый ожидаемый вывод — положения, изложенные в докладе, «могут стать основой для международных дискуссий». И это сильный ход. Потому что на Россию уже можно вешать всех собак Госдепа. Поскольку она проводит совместно с Индией разработку гиперзвуковой ракеты «БраМос».
И тут широкий простор для деятельности. В апогее можно создать международную компанию, аналогичную той, которая в этом году получила Нобелевскую премию мира «за борьбу за запрещение ядерного оружия». И назвать ее «Международная компания по борьбе с Третьей мировой войной». Ну, или с Россией.