Согласно данным, опубликованным Bloomberg News, общая стоимость 100 новых бомбардировщиков в долларах 2019 финансового года формируется следующими затратами: $25,1 млрд на разработку, $64 млрд на производство, $114 млрд на 30 лет содержания и эксплуатации всего парка B-21.
Данная цифра – 203 млрд. – представляет собой наиболее полную к сегодняшнему дню оценку полностью засекреченной программы американских ВВС, выигранной Northrop Grumman в 2015-м.
Ее публикация представляет очевидную попытку командования ВВС исполнить обещание и предотвратить негативную реакцию законодателей, требующих большей прозрачности в отношении военных затрат по мере того, как проект секретного бомбардировщика продолжает развиваться.
Эти затраты станут частью огромного «шквала расходов», с которым сталкиваются американские налогоплательщики, поскольку Пентагон стремится модернизировать национальную триаду ядерного оружия «земля-море-воздух» и приобрести новые системы вооружений, включающие авианосцы класса «Форд», атомные подлодки класса «Колумбия» и почти 2500 истребителей F-35 для ВВС, ВМС и корпуса морпехов.
ВВС США прежде публиковала оценку затрат на разработку и производство B-21, но не раскрывала эксплуатационные и вспомогательные расходы этого проекта на следующие 30 лет, что традиционно составляют порядка 70% всей стоимости жизненного цикла программы.
Смета в размере $114 млрд «озвучивается для облегчения целей планирования», – заявила и.о. руководителя отдела закупок американских ВВС Дарлин Костелло.
Оценка стоимости «станет более зрелой, когда программа перейдет на стадию поставки бомбардировщиков на военные аэродромы и будут понятны фактические затраты – рабочая сила, техобслуживание, модификации, налет часов и расход топлива», – пояснила она.
По словам Костелло, программа B-21 все еще находится на стадии проектирования и производства, что «соответствует базовым планам закупочной госпрограммы по затратам, графику и характеристикам».
Глава ВВС Штатов Фрэнк Кендалл в интервью на прошлой неделе сообщил, что «на этапе проектирования не следует торопить подрядчиков и торопиться самому, чтобы достичь наиболее дешевого проекта в отношении содержания [бомбардировщиков]».
Одна из причин, по которой «разрабатываемые нами программы занимают несколько больше времени, чем хотелось бы общественности, состоит в потребности уделять внимание удешевлению содержания приобретенных самолетов, поскольку лишь так возможно получить наилучший продукт».
В сентябре 2021-го Кендалл объявил о нахождении в производстве пяти B-21.
«Этот бомбардировщик не дешев. Но он является важной возможностью, и мы подготовим бюджет для того, что нам требуется для поддержания ВВС», – подчеркнул он.
Служба закупок американских ВВС сообщает, что средняя цена приобретения B-21 за одну машину – наиболее распространенный маркер стоимости постройки самолета – осталась в целевом диапазоне и составляет $550 млн за единицу, указанную в долларах 2010-го финансового года.
С поправкой на инфляцию эта сумма составит порядка 639 млн в долларах 2019 года, утверждается в сообщении службы.
Тем не менее, «такие детали, как габариты B-21, требуемая скрытность, структура, количество и тип двигателей, проектируемое вооружение и бортовые датчики, остаются засекреченными, что затрудняет оценку предлагаемой стоимости», – говорится в сентябрьском отчете исследовательской службы Конгресса.
Тем не менее, в апреле 1989-го командование ВВС США публично заявило об израсходовании $22,4 млрд на программу В-2, тогда как плановая смета для приобретения 132-х бомбардировщиков составляла лишь $600 млн.
В результате, сославшись на прекращение холодной войны и озабоченность законодателей по поводу стоимости проекта B-2, тогдашний министр обороны Дик Чейни снизил число бомбардировщиков со 132 до 75 машин в начале 1990-го., в итоге был построен 21 бомбардировщик B-2.