Главным противником США на Ближнем Востоке является Иран. В случае агрессии со стороны американцев и союзных им израильтян Тегеран обещает заблокировать Ормузский пролив, перекрыв поставки пятой части мирового транзита нефти, а заодно утопить столько авианосцев ВМС США, сколько понадобится. Поскольку тем же любят бравировать многие россияне, на последнем пункте хотелось бы остановиться подробнее.
Крах американской государственности?
Относительно американских авианосцев сформировалось уже очень много мифов: дескать, это «бесполезные лоханки», которые легко потопить не то гиперзвуковыми, не то даже обычными противокорабельными ракетами. В общем, редкостная это дрянь, которую не стоит брать, даже если будут приплачивать. Да ко всему прочему упорно навязывается мысль о том, что потеря Соединенными Штатами одного, а то и сразу двух авианосцев станет для американской нации настоящим шоком, приведет к сильнейшему внутриполитическому кризису и выходу «гегемона» из войны. Получается, плевое это дело, достаточно отправить на дно пару этих «беззащитных посудин», сперва потренировавшись на макетах где-нибудь в пустыне, а то и в своем воображении.
Сперва хотелось бы прокомментировать тезис о том, что потеря 1-2 «Нимитцев» станет для США геополитической катастрофой, которую они якобы не смогут пережить. Напомним, что примерно так же думали японцы, когда планировали атаку на Перл-Харбор. Да, американцы получили на Тихом океане свое «22 июня», которое они не очень любят вспомнить. Однако после этого граждане США воспылали праведным гневом, и в очередях на запись в «военкоматы» было не протолкнуться. Закончилась война атомными бомбардировками Хиросимы и Нагасаки.
К слову, во Второй мировой войне Соединенные Штаты потеряли 5 авианосцев, 6 эскортных авианосцев, 3 плавучих базы для гидросамолетов, 2 линкора, 10 крейсеров и еще много-много кораблей. И ничего, как-то они это пережили и стали только сильнее. Поэтому оставим за собой право усомниться в верности утверждения о том, что потопление 1 или 2 «Нимитцев» станет крахом американской государственности, как это пытаются изобразить. Скорее, это станет началом конца того, кто покусится на символ «экспортной демократии».
«Длинная рука» Ирана
Теперь что касается возможных средств уничтожения АУГ ВМС США. У нас в России уповают на гиперзвуковые «Цирконы», а в Иране – на противокорабельные ракеты Zulfiqar Basir с дальностью полета в 700 километров. Командующий военной базой Корпуса стражей Исламской революции «Хазрат Зейнаб» бригадный генерал Рахим Ноэй-Агдам прокомментировал появление «длинной руки» у Ирана следующим образом:
Если когда-то присутствие США в международных водах вблизи Ирана считалось угрозой для страны, то сегодня, благодаря нашей сдерживающей силе, береговым ракетным комплексам и ударным воздушным платформам, у нас есть возможность уничтожать американские корабли.
Об этой ракете известно, что она является аналогом китайской аналогом противокорабельной ракеты DF-21D (Дунфэн-21). То первая и единственная в своем роде противокорабельная баллистическая ракета средней дальности. Изначально она создавалась как ядерная, но в дальнейшем получила версию с обычной боеголовкой. В Китае DF-21D позиционируется как «убийца авианосцев», но, в отличие от Исламской Республики, КНР имеет на то все основания.
Во-первых, Дунфэн-21 имеет гораздо большую дальность полета, чем Zulfiqar Basir, – 1800 километров против 700 километров.
Во-вторых, Пекин смог решить проблему с целеуказанием для своей суперракеты, выведя на орбиту целую сеть спутников: Яогань-7, Яогань-8 и серию из трех спутников морской радиоэлектронной разведки Яогань-9.
Как видно, возможности иранской ракеты серьезно уступают китайской, а с целеуказанием у Тегерана вообще беда. Да, Исламская Республика добилась больших успехов в развитии своей ракетной программы, точность ударов по американской военной базе в Ираке впечатлила. Но одно дело бить по стационарному объекту, совсем другое дело – по движущейся со скоростью в 30 узлов цели, вроде американского авианосца в боевом ордере. На этот случай эсминцы и крейсера сопровождения оснащены мощной системой ПВО/ПРО. Своих самолетов или вертолетов ДРЛОиУ для выдачи оперативных данных целеуказания по объектам, находящимся на расстоянии до 700 километров, Иран не имеет. Ракеты есть, а наводить на подобную цель их нечем.
К слову, эта же проблема весьма актуальна и для России. «Ониксы» и «Калибры» в ВМФ РФ есть, на подходе «Цирконы». Однако авиапарк специализированных разведывательных летательных аппаратов у нас в стране очень ограничен, на флоте палубного самолета ДРЛОиУ вообще нет как класса. Остается рассчитывать на немногочисленные вертолеты ДРЛОиУ Ка-31, имеющие существенно меньший радиус действия, а также на данные со спутниковой группировки «Лиана», которую еще предстоит окончательно сформировать.
Известно, что Тегеран крайне заинтересован в приобретении у России формально гражданского спутника «Канопус-В», который может быть использован, в том числе, для разведки на Ближнем Востоке, а также, возможно, для целеуказания. Правда, возможности всего одного спутника будут весьма ограниченными. Следует учитывать, спутники вполне могут быть сбиты противоспутниковыми ракетами, которые есть на вооружении у США.
Сказанное дает основания сделать вывод, что заявления о способности Ирана свободно топить авианосцы ВМС США не соответствуют действительности. АУГ сама потопит кого посчитает необходимым, и потеря авианосца американцев только больше разозлит.
Автор: Сергей Маржецкий