Появление Ту-22М3 в Сирии говорит о возрождении Морской ракетоносной авиации России

Сообщается о переброске на российскую авиабазу Хмеймим сверхзвуковых бомбардировщиков Дальней авиации Ту-22М3.Отечественные СМИ немедленно взорвались предположениями о том, что так Минобороны РФ «берет на прицел южный фланг НАТО», готовит некую большую военную операцию на Ближнем Востоке или же тренируется топить Шестой флот ВМС США. Но так ли это, и какие на самом деле цели преследует российское военное ведомство?

Очевидно, что наше Минобороны достаточно серьезно отнеслось к идее передислокации сверхзвуковых ракетоносцев в Сирию. Для этого ударными темпами, всего за несколько месяцев, на авиабазе Хмеймим была удлинена, укреплена и модернизирована взлетно-посадочная полоса. Теперь ее длина превышает 3 километра, и ее смогут использовать российские военные самолеты всех типов, в том числе, тяжелые. Сейчас боевые задачи в Сирийской Арабской Республике выполняют штурмовики Су-25, истребители-бомбардировщики Су-34 и фронтовые бомбардировщики Су-24. Теперь их усилят Ту-22М3 Дальней авиации. Что же это за самолеты, и почему к ним привлечено такое повышенное внимание, породившее массу предположений?

Это дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик, носитель ядерного оружия. Ту-22М3 – очень грозный боевой самолет, функциональный аналог которого есть только у США. Он способен наносить удары противокорабельными крылатыми ракетами Х-22 и Х-32, свободнопадающими бомбами и сбрасывать морские мины разного калибра, которых может принять на борт до 20 тонн. Благодаря своим выдающимся тактико-техническим характеристикам, Ту-22М3 получил название «убийца авианосцев», поскольку борьба с АУГ противника была его основной целью в составе нашей Морской ракетоносной авиации. Также сверхзвуковой бомбардировщик может нести дальнобойные ракеты, оснащенные термоядерными боеголовками. После модернизации самолет способен наносить удары гиперзвуковыми ракетами «Кинжал».

Да, он грозен, но что реально могут изменить в столь сложном регионе, как Ближний Восток, всего три Ту-22М3? Это очень важный вопрос, потому давайте обратим внимание на формулировки нашего военного ведомства:

Экипажи дальних бомбардировщиков приобретут практические навыки отработки учебных задач в новых географических районах в ходе выполнения полетов в воздушном пространстве над акваторией Средиземного моря.

Все-таки Средиземноморье. А кто у нас там базируется? Правильно, Шестой флот США, а также корабли стран, входящих в НАТО, и турецкий военно-морской флот, который можно условно посчитать особняком с учетом крайне активной и независимой внешней политики Анкары в последние годы. На каждом Ту-22М3 будет работать посменно несколько экипажей, летчики получат опыт полетов над Средиземным морем, бортовые РЛС сделают снимки береговых ориентиров. Наши пилоты повысят уровень своей боевой выучки, примериваясь к потенциальным целям, которых в этом регионе даже слишком много. Почему же это так важно?

Да потому, что при желании эту передислокацию эскадрильи Ту-22М3 в Сирию можно считать первым шагом к возрождению Морской ракетоносной авиации, ликвидированной в 2011 году. Дело в том, что значение этого рода войск в современной России крайне недооценено, а совершенно напрасно. Опыт Второй мировой войны показал, что из 121 авианосцев самолетами были совокупно потоплены и повреждены 91. За Великую Отечественную войну морская авиация ВМФ СССР повредила и уничтожила 1569 кораблей и судов противника из 2272.

Ее предназначением является поиск, обнаружение и уничтожение боевых сил флота противника, его десантных отрядов, конвоев и одиночных подводных или надводных кораблей. По месту базирования морская авиация делится на корабельную и береговую. По родам она подразделяется на противолодочную, истребительную, разведывательного, вспомогательного назначения и морскую ракетоносную. После развала СССР морская авиация пришла в упадок из-за снижения финансирования и материально-технического обеспечения.
 
Значительная часть боевой техники была списана, многие аэродромы, находившиеся за границей, пришлось оставить. Сократились часы налета, уровень подготовки пилотов катастрофически упал. Закончилось дело тем, что морская ракетоносная авиация была вообще ликвидирована как род войск, а сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22М3, «убийцы авианосцев», передали в состав Дальней авиации. Надо ли говорить, что все это крайне негативно сказалось на боеспособности отечественной морской авиации, которая может в значительной степени компенсировать слабость надводной компоненты ВМФ РФ?


В связи с этим обратим внимание на последние действия нашего Минобороны. В Сирии создана мощная авиабаза, имеющая современную взлетно-посадочную полосу, способную принимать самые тяжелые самолеты, в том числе, сверхзвуковые Ту-22М3 и противолодочные Ту-142. Передислоцировав «убийц авианосцев» из Моздока в Хмеймим, ведомство Сергея Шойгу фактически превратило их из дальних бомбардировщиков в морские ракетоносцы, нацеленные на Средиземноморский регион.
 
Всего три самолета, какие бы мощные они ни были, не способны поставить на уши южный фланг НАТО своими «Кинжалами». Однако, работая посменно, их экипажи будут получать ценный практический опыт полетов над потенциальным театром военных действий. Заметьте, чем вооружены Ту-22М3: это противокорабельные ракеты большой дальности Х-22 «Буря». О чем это может свидетельствовать? Конечно, о направленности этих неформальных учений против Шестого флота США и американских союзников в регионе.

По сути дела, Минобороны РФ превратило Хмеймим в зарубежную авиабазу, где начало ускоренно натаскивать своих пилотов морской ракетоносной авиации, о фактическом возрождении которой уже можно осторожно говорить. И это шаг в верном направлении, за которым должны последовать разработка новых противолодочных самолетов и общее списочное расширение авиапарка.

Автор: Сергей Маржецкий
Вернуться назад