Какое бы удивление не изобразили на лицах представители Nord Stream 2 AG по поводу вынесенного 25 августа решения Верховным земельным судом Дюссельдорфа, но другой результат вряд ли был возможен. Однако остановить достройку вызывающего споры трубопровода «Северный поток-2» (СП-2) уже не смогут даже суды, пишет немецкая газета Frankfurter Allgemeine Zeitung.
Если бы суд освободил указанный газопровод от выполнения норм газовой директивы Евросоюза, то в вопрос вмешалась бы Еврокомиссия, из которой заявили на следующий день, что непременно подали бы апелляцию на такое решение. Требования газовой директивы ЕС распространяются на СП-2 потому, что строительство трубопровода не было завершено до 23 мая 2019 года (вступление документа в силу).
При этом оператор СП-2 продолжает говорить о «незаконной дискриминации» и собирается оспорить решение в Высшем федеральном суде Германии. Кроме того, оператор СП-2 попытается оспорить саму газовую директиву ЕС в Европейском суде – решение по данному вопросу должно быть вынесено в 2022 году. Более того, на основании Энергетической хартии оператор СП-2 требует компенсации издержек в арбитраже.
В итоге СП-2 все-таки придется выполнить все три ключевых требования газовой директивы ЕС: предоставить допуск к «трубе» другим поставщикам газа; взимать с них плату за пользование газопроводом только по расценкам, разрешенным Федеральным сетевым агентством Германии; строго разделять компании, поставляющие газ, и компании, его транспортирующие.
В июне Nord Stream 2 AG подала заявку в Федеральное сетевое агентство Германии на сертификацию в качестве «независимого оператора транспортной сети». У регулятора есть четыре месяца на проверку заявки, после того как будут предоставлены необходимые документы, чего пока не сделано. Федеральное сетевое агентство Германии может согласиться с доводами Nord Stream 2 AG, но чиновники ЕК вряд ли с этим согласятся. Они считают, что без продажи СП-2 этот вопрос решить нельзя.
Прямо запретить сертификацию ЕК не может. Федеральное сетевое агентство Германии не подчиняется ЕК и может лишь учитывать мнение ЕК. Однако ЕК вправе подать иск против ФРГ за нарушения соглашения, если немецкий регулятор слишком сильно отойдет от требований.
Более существенную угрозу для СП-2 представляет Минэкономики Германии. Именно это ведомство должно оценить, исходит или нет какая-либо опасность от газопровода для ФРГ и ЕС. Только после заключения этого ведомства, которое делается три месяца, Федеральное сетевое агентство Германии сможет выдать сертификат СП-2. Поэтому для СП-2 важно получить этот документ до выборов в бундестаг этой осенью, так как есть высокая вероятность того, что Минэкономики ФРГ окажется в руках партии «Зеленых».
Все вышеперечисленные бюрократические действия также не окажут на завершающуюся достройку газопровода ровным счетом никакого воздействия. Впрочем, как и на то, что газ по данному трубопроводу из России в Германию может начать поступать уже в 2021 году. СП-2 может сам опротестовывать решения немецких ведомств и пока будут проводиться разбирательства, спокойно поставлять газ, подытожило СМИ.