В выборной суете мы упустили из виду очень важное заявление главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, сделанное на в кулуарах XVIII Международного банковского форума в Сочи. Заявление касается как активно развивающихся банковских экосистем, так и не менее резво растущих экосистем ведущих технологических компаний.
Суть в следующем: Центробанк намерен ввести жесткие нормативные ограничения в отношении банков, выстраивающих собственные экосистемы. Как пишут, параметры ужесточения предполагают введение «риск-чувствительных лимитов» для банковских активов, размещенных в экосистемах.
Среди наиболее «проблемных» банков: Сбер, ВТБ, а также (на подходе) Альфа и Тинькофф.
То есть все банки-лидеры по уровню развития экосистем. И это притом, что риски активов, задействованных в банковских экосистемах, по совокупному мнению финансистов минимальны и находятся на уровне наиболее обеспеченных залогами кредитов.
Что особенно напрягает, так это то, что сдерживание развития национальных платформ происходит на фоне экспансии иностранных гигантов, таких как Amazon, Google, Alibaba. Продолжение этой политики оставит Россию на периферии мирового развития, учитывая, что доля экосистем и ЦФП в мировом ВВП к 2025 г. возрастет до 30% ($60 трлн).
Мы много раз писали, что в работе руководства ЦБ четко прослеживаются три ключевые характеристики.
1️. Максимальное расширение ареала бюрократического контроля с попутным «отжатием» функций у других ведомств.
2️. Круговая оборона завоеванных «позиций», в т.с. с применением обширного риторическо-демагогического арсенала (ЦБ – независимая структура и пр.).
3️. Замшелая архаика взглядов, сопряженная с категорическим отторжением даже общепризнанных глобальных трендов. Такими когда-то были некоторые русские купцы, дававшие огромные взятки, чтобы прокладываемые железные дороги проходили мимо их вотчин.
К чему это привело, все знают – к медленному умиранию прежде динамично развивавшихся поселений. Но тогда это была внутрироссийская история. Сейчас же на кону сохранение и укрепление национального экономического суверенитета.
Ни больше, ни меньше.