Один великий политик как-то сказал: «Если хотите разорить небольшую страну, подарите ей крейсер». Наверное, так можно сказать не только о небольших странах, а в качестве корабля, не обязательно должен фигурировать именно крейсер
Подойдёт и ледокол. Тем более, если его не подарили, а продали, пусть и за относительно небольшие деньги – пять миллионов долларов. Именно за эту сумму Украина купила у Великобритании ледокол «James Clark Ross». Дизель-электрическая посудина, списанная флотом Её Величества в марте этого года. Введён в строй в 1990 году, то есть далеко не первой свежести, а учитывая, что ледоколы эксплуатируются в очень сложных условиях и испытывают повышенные нагрузки – возраст судна можно смело умножить на два.
Посудина нуждается в капитальном ремонте, который обойдётся Украине куда дороже той цены, по которой его купили у Великобритании. Кроме этого, минимальная сумма на содержание этого ледокола (по-украински «криголама»), составит около семи миллионов долларов в год. Деньги очень приличные, которые Украине придётся платить за право называться «ледокольной державой». Но есть один очень простой и насущный вопрос – а зачем Украине это надо?
Украина – страна не северная. Богатой её тоже не назовёшь, как и центром мировой гидрографической, или ещё какой-либо науки. Колоть лёд на Украине принято, наверное, только на банкетах, для шампанского, а дизель-электрический ледокол подходит для этих целей не особо. Статус «ледокольной державы», хоть и громкий, но в случае Украины не имеющий совершенно никакого смысла и абсолютно не нужный. Вряд ли отважные украинские моряки пойдут на этом ледоколе в северные широты, тем более, что именно этот ледокол не особо подходит для дальних экспедиций. Значит и в Антарктику, где каким-то чудом ещё сохранилась украинская научная станция, путь ему тоже заказан.
Возможно, ледокол подойдёт для колки льда на Днепре, но тут тоже встаёт простой и очень болезненный вопрос – а нафига?
Для того, чтобы переделать этот ледокол в какое-то военное судно, пусть даже вспомогательное, тоже надо тратить очень большие деньги и прилагать усилия. А также иметь хоть какие-то инженерные компетенции, с которыми на Украине сейчас дела обстоят не очень хорошо. Да и сама идея – переделать ледокол в что-то для военных целей – уж слишком бредовая. Правда, на Украине переделали недостроенное рыболовное судно в «разведывательный» корабль, но это уникальный украинский опыт и вряд ли Боливар выдержит двоих.
Что очевидно – Украина очень хорошо помогла Великобритании с утилизацией старого списанного корабля. Великобритания могла бы потратить весьма немалые деньги, чтобы порезать его и пустить «на иголки», но даже оказалась в выигрыше, продав ненужную старую посудину Украине. И скорее всего, Украина вообще ничего не будет делать с этим судном. Поставит у причала где-нибудь в Одессе, создаст в ВМСУ «ледокольное подразделение», благо адмиралов, чтобы им командовать там хватает и просто будет гордиться тем, что «у страны есть свой собственный ледокол».
Корабельная программа Украины вообще удивляет. По сути, весь современный флот Украины – кладбище кораблей. Некоторый из них, как например «Гетман Сагайдачный», ещё вроде как на плаву, но при этом находятся в кошмарном состоянии. Другие – стоят металлолом в российском Крыму и Россия и рада бы отдать их Украине, но та не берёт. Тем более, что своим ходом они вряд ли могли идти ещё и до 2014 года.
Новинки украинского флота – тоже списанные корабли. Патрульные катера из США, очень легко вооружённые и годные лишь для того, чтобы гонять браконьеров и контрабандистов в прибрежных водах. Да и это вопрос, так как катера совсем не скоростные. Другая «гордость» украинского флота – катера типа «Гюрза», которых уже наклепали штук восемь и которые на Украине выдают за полноценные боевые корабли. Вооружённость этих «кораблей» — на уровне боевой машины пехоты и применяться они могут тоже исключительно для полицейских целей. Никакой боевой значимости эти корыта не имеют.
Есть ещё и резиновые катера, подаренные щедрыми американскими друзьями, но тут вообще не о чем разговаривать.
И теперь у Украины есть целый ледокол. Конечно, звучит очень гордо и впечатляюще. Но на самом деле – это очередные, выкинутые в пустоту деньги, помощь братской Великобритании в утилизации ненужного старого хлама. Другого объяснения я просто не вижу.