Если брать в расчет все органы власти и период до 2024 года, цифра вырастет до 1,5 триллиона. Само по себе для богатой сейчас страны — это не страшно, но число чиновников всё время растет.
Если в 2008-м в России насчитывалось чуть больше 846 тысяч госслужащих, то в 2019-м общее число перевалило за миллион, и это только «настоящие» чиновники, то есть, государственные и муниципальные, без учёта других сотрудников органов власти.
Возникает вопрос, а зачем нам столько государственных служащих, если мы переходим на цифровую экономику? Она, наоборот, призвана оптимизировать госорганы и сделать их более эффективными и удобными. Россияне, кстати, с большим интересом воспринимают подобные новшества. В 2020 году 56 миллионов человек воспользовались сервисами Госуслуг.
Вероятно, затем, что любая сетевая система может выйти из строя. Падение социальных сетей 4 октября яркий тому пример. Когда Цукерберг в реальном времени потерял 6,6 миллиарда долларов и опустился на 6 место в списке миллиардеров Forbes.
Когда акции ведущих американских IT-компаний уверенно поползли вниз.
Весь мир был в шоке. Кроме России, кстати, с ее телегой.
Поэтому, примем как рабочую версию, что миллион российских чиновников дублируют госуслуги в трудный период становления цифровой экономики. Как принципиально не падающая структура.
Решение не изящное, даже по-российски громоздкое, но когда нам было легко?
Не удивлюсь, если задумки стратегов именно в этом, но я вижу причину раздутия штата в другом.
Первое. В стране, где ценятся чиновничьи династии, начиная от федерального уровня и заканчивая сельсоветами, должность из функции превращается в возможность продолжения династических чиновничьих традиций. Был бы человек хороший из правильной семьи, а должность ввести не проблема. А следовательно, если должность - функция, то под функцию подбирается наилучший профессионал с понятными компетенциями, а, в нашем случае, под "хотелки" человека и его возможностей создается та или иная должность.
Второе. Главным условием работы в такой ситуации становится обоснование своей нужности системе. Все эти люди, под которых создаются новые и новые должности, должны генерировать новые и новые задачи нижестоящим, чтобы изобразить бурную деятельность. Они требуют отчеты, инициируют проверки, создают новые правила, проводят селекторные совещания.
Третье. Для выполнения всех новых требований, правил, а также для ответов и участия в совещаниях, нужны новые должности на уровне ниже - и так до основания пирамиды. И чем больше в чиновничьей династии родственников, тем сильнее расширяется и основание пирамиды.
И вся эта пирамида давит на граждан, через налоги, сборы и новые законы, но сильнее всего она давит на бюджетников, которые уже давно перестали учить, лечить, воспитывать, профилактировать, а занимаются только тем, что разного рода отчетами и объяснениями обосновывают важность всей этой растущей массы чиновников.
Этот год явно показал, что пирамида начала придавливать бюджетников, а вместе с ними и народ, но, к сожалению, чиновничьи династии стремятся не к уменьшению, а к увеличению, вовлекая в них двоюродных и троюродных родственников, как и родственников этих родственников.