Как сообщается, международные золотовалютные резервы России достигли исторического максимума. По состоянию на 1 сентября 2021 года они составили 618,2 миллиарда долларов. Огромные деньги, а если учесть еще средства ФНБ, то совокупный размер «заначки» вскоре приблизится к 1 триллиону долларов. Сейчас много говорится о том, куда их можно вложить, ибо деньги должны работать, таков базовый закон капитализма.
Однако Правительство и ЦБ РФ предпочитают их не тратить, считая целесообразным сидеть на «кубышке». Но что, если все эти накопления, или существенная часть их, просто бездарно сгорят, как народные сбережения в «лихие девяностые»?
На самом деле, вероятность подобной перспективы существенно отличается от нуля. Золотовалютные резервы представлены иностранными валютами, золотом, а также специальными правами заимствования, что нам так неожиданно щедро отсыпал МВФ. Если раньше ставку делали на доллар, то теперь баланс перераспределился в пользу евро, юаня и драгметалла. Давайте попытаемся представить крайние варианты того, что может приключиться с нашими ЗВР.
Евро
На первый взгляд, что может приключиться с единой европейской валютой? Кажется, что ничего, но это не совсем так. Есть Евросоюз как экономический базис, а над ним имеется военно-политическая надстройка в виде блока НАТО. И уже сейчас в их единстве и противоположности просматриваются серьезные проблемы.
С одной стороны, Великобритания уже официально вышла из состава ЕС, чем нанесла ему значительный экономический ущерб. При этом Вашингтон, Лондон и Канберра образовали новый военный альянс антикитайской направленности, куда не удосужились пригласить континентальные европейские страны. Во Франции, которую «кинули» с многомиллиардным контрактом на подлодки, заговорили о выходе из блока НАТО. Сейчас многие легкомысленно отмахиваются от подобной перспективы, однако для Парижа и Берлина создание собственного военного альянса и Единой Европейской армии представляется наиболее рациональным решением в противовес «англосаксонскому треугольнику». Это объективный процесс консолидации, и он не зависит от характера той или иной личности у власти.
С другой стороны, кардинальные перемены назревают в экономическом базисе ЕС. Польша, поддерживаемая Соединенными Штатами, бросила вызов Брюсселю, поставив свое национальное законодательство выше общеевропейского. В России любят много рассуждать про традиционные ценности как противовес идеям толерантности и политкорректности, но поляки готовы отстаивать их еще более рьяно. Выходить из состава ЕС Варшава пока не готова, идет политический торг. Но если ей это удастся, примеру Польши несомненно захотят последовать все страны Юго-Восточной Европы. И тут мы прямо на карте Старого света видим достаточно четкое разделение на Европу Западную и проект так называемого «Триморья» как реинкарнация мечты Юзефа Пилсудского о «Междуморье». Будучи созданным под эгидой Варшавы, которая первая противопоставила себя Брюсселю, «Триморье» имеет шанс стать противовесом Берлину и Парижу под опосредованным управлением Вашингтона.
Что же мы видим? Налицо предпосылки к кардинальному переформатированию, а также к возможному расколу кажущейся единой Европы. И что тогда будет с евро? Сохранится ли единая валюта? Какие страны будут ее использовать? Каков будет ее вес? Очень много вопросов.
Юань
Другой крайностью политики Минфина РФ стало серьезное увеличение доли юаня в международных резервах. Вроде бы, правильно, поскольку КНР – одна из двух ведущих мировых держав, а мы с ней выстраиваем дружественные отношения. Однако стоит помнить, что Пекин проводит девальвацию своей национальной валюты, чтобы сохранить преимущественное положение китайских производителей и экспортеров. Это соответственно приводит к обесцениванию российской «кубышки», номинированной в юанях. К сожалению, это далеко не все возможные проблемы.
Во-первых, китайский экономический колосс может оказаться стоящим на глиняных ногах. Напомним, что кризис 2008 года начался с краха компании Lehman Brothers в США. И КНР рискует заполучить аналогичные проблемы. Второй по величине застройщик в стране под названием Evergrande проводил достаточно рискованную инвестиционную политику, за что в итоге поплатился, подойдя к банкротству. Информация о проблемах Evergrande Group уже привела к волнениям на финансовых рынках, поскольку банкротство грозит убытками большого количества поставщиков и кредиторов концерна. Компанию придется спасать властям, поскольку в противном случае возможен эффект домино для всей китайской экономики. Однако столько еще в Поднебесной таких «Lehman Brothers», готовых лопнуть в любой момент? О многочисленных «пузырях» говорится уже очень давно.
Во-вторых, необходимо учитывать, что КНР находится под перманентным прессингом со стороны США. Американцы уже создали военный союз с англичанами и австралийцами. Постоянно муссируется тема войны за Тайвань, которая может быть использована как предлог для введения широких международных санкций против Пекина.
Что там будет с валютой страны, из которой англосаксы стараются сделать «изгоя», можно себе представить. Точно ничего хорошего.
Доллар
Наконец, под ударом могут оказаться российские резервы, номинированные в долларах. Вашингтону достаточно запретить российским банкам осуществлять расчеты в долларах через корреспондентские счета в американских кредитно-финансовых учреждениях. И все.
Заметим, что ведущие экономические державы, вроде США, Великобритании или Германии, не стремятся создать самые большие в мире резервы, хотя они могут себе позволить это сделать. Вместо это они позволяют капиталу работать. Политика российских властей в отношении международных резервов не выдерживает вообще никакой критики.