Евросоюз, а потом и США, выставили России счет на 290 миллиардов евро за нарушение ею норм ВТО. Вполне очевидно, что это не просто торговый спор, но начало коллективным Западом полноценной «торговой войны» в рамках новой «Холодной». Самое обидное в этом то, что данную «атомную бомбу» заложили под нашу страну ее же собственные власти.
Как сообщают СМИ, Европейский союз подал во Всемирную торговую организацию жалобу на «дискриминационные» действия Москвы: В 2019 году стоимость опубликованных тендеров российских государственных предприятий составила 23,5 трлн руб., или примерно €290 млрд, что эквивалентно примерно 20% ВВП России.
Речь идет о мерах по прямой государственной поддержке отечественных производителей в ущерб зарубежным. В Брюсселе насчитали их несколько:
Во-первых, это введение национальных квот при закупках за государственный счет. В таком случае определенная доля товаров обязательно должна быть российского происхождения.
Во-вторых, для закупки продукции машиностроения за рубежом сперва необходимо получить разрешение комиссии по импортозамещению. Есть и такая в нашей стране.
В-третьих, европейские компании жалуются, что российские компании выигрывают тендеры, указав цену на 15-30% ниже, чем у иностранных конкурентов, но потом получают от заказчика в лице государства и его органов полную сумму контракта.
В ЕС и США этого не понимают и считают, что их интересы в рамках Всемирной торговой организации не соблюдаются, поскольку их экспортеры не имеют обещанного свободного доступа на внутренний российский рынок. Общая сумма претензий выходит астрономической – 290 миллиардов евро. Весьма показательна ответная реакция в Москве.
Чиновники в высоких кабинетах говорят о том, что действия России являются вынужденным ответом на санкционную политику самих Соединенных Штатов и Евросоюза, которые без согласия Совбеза ООН ввели в отношении нашей страны ограничительные меры. Вполне справедливо указывается на то, что эта самая ВТО, куда обратились жалобщики, никак права и интересы российской стороны не защищала. Экономисты и политологи считают, что Всемирная торговая организация скорее мертва, чем жива, и потому взыскать эти сотни миллиардов евро с Москвы у коллективного Запада не получится. Но нам бы хотелось акцентировать внимание на другом аспекте данной проблематики.
Как и почему подобные претензии и судебные иски вообще стали возможными?
Напомним, что ВТО – это детище так называемых «глобалистов», созданное для того, чтобы отстаивать преимущественно интересы транснациональных корпораций и крупных развитых держав в ущерб всем остальным. Именно в этом лицемерном подходе и проявляется наиболее ярко та «темная сторона либерализма», о которой мы уже рассуждали ранее. Главный вопрос состоит в том, а зачем вообще тогда Россия вступила в эту откровенно прозападную международную структуру?
Тут хотелось бы ввести новую рубрику под условным названием «вспоминаем былое» и освежить в памяти высказывания видных государственных деятелей того времени по поводу ВТО. В 2009 году на встрече с членами дискуссионного клуба «Валдай» президент Медведев сообщил, что решение о вступлении страны во Всемирную торговую организацию принято, и никаких разночтений по данному вопросу у него с премьер-министром нет: Начали говорить, что у президента одна точка зрения, а у премьера другая по этому вопросу. Это ошибка. Решение о том, как мы будем вступать, принято… Уж раз нас пока не принимают в ВТО, держат где-то в коридорчике, на входе, то мы должны заниматься интеграцией наших экономик - России, Казахстана и Белоруссии… Но это не означает, что мы против вступления в ВТО. По-моему, все уже поняли, что лучше иметь Россию, вступившую в ВТО, которая действует по правилам ВТО, чем какую-то другую Россию.
Вот уж действительно, «какая-то другая Россия», свободно отстаивающая свои национальные интересы, никому не была нужна. В 2010 года тогдашняя глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина утверждала, что от присоединения к ВТО выиграют все отрасли отечественной экономики. А непререкаемый авторитет и «гуру» в области либеральных подходов к экономике Анатолий Чубайс обещал ежегодный прирост к ВВП на уровне в 1,2%. Чем же данный шаг обернулся на практике?
Тем, что Россия открыла свой внутренний рынок западным компаниям. Сказки о том, что можно на равных конкурировать с транснациональными корпорациями, так сказками и оказались. Посмотрите, например, на авиапарк российских компаний, сколько там самолетов российского и зарубежного производства. А государственная поддержка запрещена нормами ВТО напрямую. После 2014 года вдруг оказалось, что нужные нам станки и прочее высокотехнологичное оборудование не продадут даже за нефтедоллары, а своих уже нет. Пришлось в нарушение требований Всемирной торговой организации переходить на прямые государственные дотации полуживой отечественной промышленности. Теперь за это нам выставляют счет на 290 миллиардов евро. Вот в такую яму загнали российскую экономику свои же собственные либералы у власти.
К слову, утверждение, что в рамках ВТО взыскать с нас ничего не получится, не представляется состоятельным. Работу апелляционной инстанции блокируют именно США. Если им понадобится надавить посильнее на Кремль, проведут ускоренную ее «реанимацию», а как работают западные суды, можно посмотреть на примере «Газпрома».
Автор: Сергей Маржецкий