Россия – огромная по размерам и богатая природными ресурсами страна. Критическая зависимость федерального бюджета от экспорта углеводородов за рубеж подвергается справедливой критике, однако объективно в ближайшие десятилетия она сохранится, чем без зазрения совести пользуются все наши деловые партнеры. Европейцы всегда разговаривали с «Газпромом» через губу с позиции «куда ж вы от нас денетесь», а китайцы российский газ брать готовы, но только на своих условиях. Вскоре все может очень сильно измениться.
Как известно, богатство России прирастает Сибирью, ее газовыми месторождениями. С северной части Западной Сибири «голубое топливо» традиционно идет на экспорт в Европу, но в последнее время его там почему-то не слишком жалуют. В Брюсселе решили сделать ставку на возобновляемые источники энергии, в ближайшие десятилетия планомерно снижая потребление газа. Трубопровод «Северный поток-2» по сей день не может выбраться из-под американских санкций. Американцы давно уже грозятся потеснить «Газпром» на европейском рынке и залить его своим СПГ. Правда, на фоне нынешнего энергетического кризиса все это выглядит довольно забавно, но ведь никто от планов по «декарбонизации» экономики ЕС и США отказываться не собирается.
Раз уж наш газ попал в Европе в немилость, логика подсказывает необходимость найти на него нового покупателя, но какого?
Первый шаг в попытке диверсификации экспортных поставок был сделан с запуском газопровода «Сила Сибири». По новому трубопроводу длиной в 2159 километров «Газпром» обязался поставлять в Китай до 38 миллиардов кубометров газа в год. Общая стоимость проекта составила 1,1 триллиона рублей. «Сила Сибири» начала работать в 2019 году, но не на полную мощность. Дело в том, что в КНР пока не достроена вся необходимая по проекту инфраструктура, из-за чего наращивание экспорта происходит постепенно. Можно ли считать «Силу Сибири» удачным проектом?
Данный проект оценивается по-разному. К несомненным плюсам, например, можно отнести то, что благодаря ему на Дальнем Востоке будет достроен и заработает Амурский газоперерабатывающий завод, крупнейший в России и один из самых больших в мире. То есть, о банальном экспорте необработанного сырья уже говорить не приходится. Однако большим недостатком газопровода, с точки зрения геополитики, можно назвать то, что он эксплуатирует месторождения Восточной Сибири. Не Западной.
Иначе говоря, создать некую угрозу «перекрыть газ» Европейскому союзу у «Газпрома» не получилось. Удалось только закрепиться на перспективном китайском рынке. Совсем иные перспективы открываются в случае запуска «Силы Сибири-2».
До того как власти ЕС озвучили свои планы по тотальной «декарбонизации» своей экономики в ближайшие десятилетия, этот проект казался расточительным баловством за бюджетный счет. В новой «безуглеродной» реальности он получил и новый смысл своего существования. По магистральной трубе общей длиной в 6700 километров «Газпром» сможет поставлять в Китай до 50 миллиардов кубометров газа в год. С месторождений Западной Сибири. С тех, откуда уже снабжается или может в будущем снабжаться Евросоюз. При необходимости отечественный монополист сможет перенаправить в восточном направлении газ с уренгойских и ямальских месторождений.
И это уже сейчас вызвало реальную обеспокоенность в ЕС, где привыкли к своему эксклюзивному статусу безальтернативного покупателя «голубого топлива» у России, который может воротить от него нос и разговаривать с Москвой через губу. Все СМИ наперебой принялись цитировать слова аналитика агентства Fitch Дмитрия Маринченко: «Газпром», безусловно, продолжит поставлять газ в Европу по долгосрочным контрактам, но количество газа, проданного по спотовым сделкам и сверх минимальных контрактных объёмов, может действительно снизиться. Это может привести к тому, что «Газпром» перестанет быть балансирующим поставщиком «последней инстанции» в Европе, так как часть газа с месторождений Западной Сибири пойдёт в Китай. В итоге рынок газа в Европе действительно может стать более дефицитным, а пики потребления будут покрываться за счет СПГ, за который придётся конкурировать с Азией.
50 миллиардов кубометров газа в год – это очень много.
Второй шаг к диверсификации поставок был сделан с развитием отечественных СПГ-проектов. На полуострове Ямал консорциум компаний «НОВАТЭК» (50,1%), французского концерна Total (20%), китайской CNPC (20%) и Фонда Шёлкового пути (9,9%) наладили добычу газа, его сжижение и экспорт морским путем. Российский СПГ поставляется как на рынок Юго-Восточной Азии Северным морским путем, так и на европейский рынок.
Главный конкурент «НОВАТЭК» государственная корпорация «Газпрома» вошла в реализуемый ООО «РусХимАльянс» проект Газоперерабатывающего комплекса (ГПК) в составе Комплекса по переработке этансодержащего газа (КПЭГ) в Усть-Луге. Завод сможет производить не менее 13 миллионов кубометров СПГ в год, что сделает его лидером в регионе Северо-Западной Европы.
Таким образом, Россия как экспортер газа сможет поставлять ямальский газ как в Европу, так и в Китай, лишив своих основных покупателей привычного им статуса безальтернативных потребителей, что позволит затребовать адекватную цену за свой товар.
Автор: Сергей Маржецкий