Совокупные глобальные инвестиции в разведку и добычу нефти достигли суммы в 500 миллиардов долларов в год. Этого недостаточно для технической стороны вопроса, но данная цифра является вполне сносным показателем для «переходного» периода в жизни ископаемого топлива, рассчитанного на до 2030 года. Финансовую ловушку добывающего сектора описывает ресурс OilPrice.
В региональном разрезе на Ближнем Востоке зафиксирован самый сильный рост вливаний в отрасль, и эта тенденция началась еще в 2019 году. Регион также выделяется как единственный сектор глобального рынка, где инвестиции в добычу нефти и газа превысили допандемический уровень. В целом глобальная занятость в энергетическом секторе увеличилась на 3,4 миллиона по сравнению с допандемическим уровнем. Большую часть этой цифры как раз составляют показатели Ближнего Востока – 2,6 миллиона рабочих и служащих.
Запад перестал вкладываться в развитие фактически отмирающей сферы, в то время как государства Персидского Залива по традиции продолжают рассчитывать на нефтедоллары как на опору роста экономики. Эксперты предупреждают, что эти инвестиции становятся обузой и ненужными тратами, так как конкуренты на Западе добиваются схожих или превышающих показателей с помощью науки и новых технологий, а в отношении капитала следуют строгой дисциплине.
В итоге получается дилемма сродни той, в которой оказались газовые поставщики США, они вкладывают деньги в инфраструктуру по сжижению и морские терминалы, хотя действующих и почти готовых мощностей хватит для обеспечения профицита, тем более на фоне снижающегося из-за глобальной рецессии спроса. По аналогии примерно в такой же ситуации оказались нефтяники богатого ресурсами Ближнего Востока.
Особенно от неустойчивости рынка, на который негативно влияют добытчики и трейдеры из США, страдает Саудовская Аравия. Эр-Рияд много инвестирует в развитие добычи и одновременно борется с нисходящим, разбалансированным рынком. Вложения не окупаются, более того, приносят с собой повышение уровня расходов, что снижает конечную рентабельность и повышает стоимость добычи барреля.