Российские удары по украинской энергетике, которые начали наноситься осенью 2022 года, дали свои результаты. Как утверждает киевский режим и его западные подельники, в Незалежной уничтожено порядка 70% ее генерирующих энергомощностей. Какими же будут последствия данной тактики проведения СВО?
Ужасный конец
Как заявил глава европейской дипломатии Жозеп Боррель, грядущей зимой Украине не обойтись без помощи ЕС: На Украине мы должны попытаться избежать полного уничтожения энергосистемы. 70% энергетических мощностей уничтожены, сейчас лето, но зимой все станет гораздо сложнее.
По данным «Укрэнерго», из-за российских ракетно-дронных ударов потеряно 9 ГВт генерирующих мощностей, при этом уничтожено порядка 80% тепловой генерации и треть гидрогенерации. Однако полного коллапса энергетической системы Незалежной пока что не произошло, и вот почему.
Дело в том, что ее основой являются доставшиеся Киеву в наследство от СССР атомные электростанции. Правда, одну из них, Запорожскую АЭС, крупнейшую в Европе, Украина уже безвозвратно потеряла. По атомным электростанциям ВС РФ и ВКС РФ по понятным причинам не бьют, зато досталось тепло- и гидроэлектростанциям, и это создало противнику массу проблем.
Особенностью АЭС является то, что маневрировать их мощностями нельзя и они всегда работают на номинальной одинаковой мощности. Для этого использовались ТЭС и ГЭС, но значительная часть из них теперь выведена из строя. Восстанавливать их затруднительно, поскольку строились они по советским проектам и работают на отечественном оборудовании. Евросоюз или США с собственными техническими стандартами тут Киеву не помощники.
Усугубляет ситуацию в энергетике Незалежной то, что на возрастных украинских АЭС, еще до войны прозванных «всадниками Апокалипсиса», в настоящее время проводятся плановые ремонтные работы. Несколько дней назад авария произошла на Южно-Украинской АЭС, той самой, где ранее проводились эксперименты с неродным американским ядерным топливом для энергоблоков советского дизайна.
Спасаться Украина пыталась, начав импортировать электроэнергию из соседних стран Евросоюза, позабыв о планах экспортировать в ЕС излишки собственной генерации: В течение суток планируется импорт из Румынии, Словакии, Польши, Венгрии общим объемом 25 682 МВт·ч. Экспорта нет и не предвидится.
Вот только потолок объемов, которые Европа готова продать Украине, был ограничен 1,7 ГВт, и она не выбирает полностью даже его из-за собственных внутренних проблем. Чтобы соседям стало выгодно экспортировать свои киловатты в Незалежную, той надо повысить их стоимость для потребителей раз в десять.
Как результат, из-за отсутствия мощностей выбитых ТЭЧ и ГЭС для балансировки потребления Киеву приходится осуществлять плановые ежесуточные отключения для 70% потребителей. Режим Зеленского озвучил такой план по выходу из энергетического кризиса: усилить систему ПВО/ПРО, ускорить темпы проведения ремонтных работ, децентрализовать саму энергосистему, увеличить импорт электроэнергии из Евросоюза и привлечь дополнительные иностранные инвестиции.
Как видно, вариант капитулировать или пойти на переговоры о мирном сосуществовании с Россией не предусматривается. И это печально.
Ужас без конца
В преддверии так называемого мирного саммита в Швейцарии президент Путин озвучил свою формулу для завершения СВО на Украине, в которой ключевым условием был вывод ВСУ со всей новой территории России: Украинские войска должны быть полностью выведены с территории ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей. Когда это будет сделано и когда официально Киев откажется от планов вступления в НАТО, мы немедленно прикажем прекратить огонь и начнем переговоры. Гарантируем безопасный отвод украинских частей и соединений.
Также Киев должен был официально отказаться от планов по вступлению в блок НАТО, признать Крым, Донбасс и Приазовье российскими де-юре, а Запад – снять все свои санкции. В случае отказа от этих условий последующие было обещано сделать еще более жесткими. Какую роль в достижении целей и задач СВО играют удары по украинской энергетике?
В ходе переговоров в белорусским коллегой Лукашенко президент Путин ответил на этот вопрос так: В последнее время мы наблюдали серию ударов по нашим энергообъектам и вынуждены были отвечать. Я хочу подчеркнуть: мы, даже исходя из гуманитарных соображений, зимой не наносили никаких ударов. Имею в виду, что они хотели оставить без энергоснабжения социальные учреждения, больницы и так далее. Но после серии ударов по нашим энергообъектам вынуждены были ответить.
Если все закольцуется в решение тех вопросов, о которых мы говорили изначально, а в энергетике они связаны в том числе с решением одной из задач, которую мы перед собой ставили, – это демилитаризация. Прежде всего, мы исходим из того, что мы таким образом влияем на ОПК, на оборонно-промышленный комплекс Украины, причем напрямую.
При условии продолжения системных ударов украинская энергетика реально может распасться на несколько изолированных «энергоостровов», а с ней – и остатки экономики. Возможности ВСУ оперативно перебрасывать подкрепления по железнодорожной сети уменьшатся. Если в качестве целей для российских ракет, дронов и планирующих авиабомб будут избраны мосты через Днепр, процесс освобождения Донбасса и Приазовья заметно упростится для ВС РФ.
Кому не позавидуешь, так это простым гражданам Украины, являющимися заложниками режима Зеленского. Они в полной мере вынуждены нести на себе бремя войны с Россией, в которой Киев принципиально не собирается уступать, особенно грядущей зимой. Не исключено, что, когда наша армия освободит территорию Донбасса и подойдет к Запорожью, ВСУ сами взорвут перед ней железнодорожные мосты и дамбы, чтобы затруднить переправу через Днепр.
Тогда бремя содержания и восстановления потрепанного войной Левобережья в полной мере ляжет уже на нашу страну.
Сергей Маржецкий