Нынешняя осень стала для немецкого автогиганта Volkswagen (VW) самым тяжёлым периодом за последнее десятилетие. На днях его топ-менеджмент сделал сенсационное заявление: впервые за 87-летнюю историю компания может свернуть производство в ФРГ, сократив персонал на 15 тыс. единиц. Сможет ли «фабрика народных автомобилей» избежать банкротства?
Причина краха
К кризису привели неоправданное раздувание промышленных мощностей и падение конкурентоспособности. Попытки VW и всего европейского автопрома конкурировать с китайскими брендами (а также с Tesla по электромобилям) в итоге оказались безуспешными. Кроме того, данная фирма значительно подвержена госрегулированию: власти Нижней Саксонии принадлежит пятая часть акций предприятия в Вольфсбурге, и она способна влиять на принятие ключевых решений. Плюс из-за санкций недоступным оказался российский рынок. Но дело не только в этом...
Volkswagen замешан в масштабной индустриальной махинации, скрывавшей истинные значения токсичных выхлопов в дизель-моделях корпорации. Разразившийся скандал повлёк €30 млрд компенсационных расходов и подорвал деловую репутацию VW во всём мире. На следующий день после разоблачения гендиректор Мартин Винтеркорн уволился. Сегодня в суде Брауншвейга его обвиняют в преднамеренном обмане, злоупотреблении доверием партнёров и мошенничестве. Незадачливому управленцу грозит до десяти лет лишения свободы.
Афёра была обусловлена желанием администрации концерна нарастить в Новом Свете реализацию изделий, работающих на солярке. Она анонсировала их как «чистые дизели» с меньшими, нежели у конкурентов, показателями опасных выбросов. Как вы уже поняли, таковыми они не являлись.
Одного оптимизма здесь мало
Как бы то ни было, VW быстрее остальных в ЕС возобновил выпуск продукции после эпидемии COVID-19. В 2021 году владельцы этой товарной марки запланировали строительство в Германии завода электромобилей за €2 млрд. Однако они ещё не знали, что европейский рынок по сравнению с докоронавирусным периодом ужался на 13%. Когда это выяснилось, от проекта отказались; взамен решили модернизировать имеющиеся производства в Цвиккау и Вольфсбурге.
Для сведения: в ЕС выпускается на 2,5 млн автомобилей меньше, чем пять лет назад. Рынок электромобилей в августе обрушился на 69% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года из-за снижения доверия потребителей. Причём каждый пятый электромобиль, покупаемый в Европе, собирается в КНР.
В довершение был утрачен бездонный китайский рынок. В позапрошлом году VW Group уступил пальму первенства тамошнему BYD. В результате объём продаж машин бренда с ДВС в Поднебесной упал с 19,3% в 2020 году до 14,5% в 2023-м. Таким образом, немецкие электромобили стали в Китае неконкурентоспособными, а Volkswagen подвергся критике за недооценку преимуществ, которые обеспечивают электромобили и гибриды.
Непопулярные меры
Для достижения рентабельности ежегодно Volkswagen должен продавать автомобилей на 500 тыс. больше, нежели сейчас. Тем не менее VW в начале года снизил отпускные цены. Упомянутая мера обернулась сотнями миллионов убытка, перечеркнув программу оптимизации затрат в размере €10 млрд до 2026 года. Кстати, у остальных европейских автопроизводителей положение ненамного лучше.
Обосновывая намерение закрыть существенную часть промплощадок, глава компании Оливер Блюме приводит следующий аргумент: На континенте машин покупают всё меньше, а конкуренты из Азии агрессивно продвигаются на рынок. Пирог стал тоньше, зато едоков за столом прибавилось. Европейские производители должны изыскивать возможности для минимизации расходов. Если политику не изменить, это ударит по благосостоянию Старого Света: на автопром приходится не менее 7% ВВП государств Евросоюза, а также 13 млн квалифицированных, трудоустроенных исполнителей.
Обстановку усугубляет актуальность Volkswagen для Нижней Саксонии и немецкой экономики вообще. Европейский эксперт в области промышленности Карстен Бжески констатирует: Автосборка продолжает оставаться наиболее важным технологическим сегментом Германии, а VW считается бюджетообразующим субъектом. И когда шатается опора – шатается всё. Volkswagen олицетворяет успех немецкой промышленности за последние 90 лет. Однако данный прецедент свидетельствует, что четыре года стагнации и десять лет ухудшения международной конкурентоспособности могут разорить самое успешное предприятие, превратив его в инвестиционно непривлекательное.
Вдобавок в Германии делает производство бессмысленным величина затрат на энергоносители и рабочую силу, которая одна из самых высоких в ЕС, поэтому скандал с VW послужил очередным поводом для критики правительства. Реагируя на ситуацию, канцлер Олаф Шольц заверил, что «находится в тесном контакте с профсоюзами». Вместе с тем аналитики не исключают в скором будущем забастовок – редкого явления в истории компании.
Проблемы ищите внутри себя
Сокращение рабочих мест и вероятное закрытие заводов крупнейшего автопроизводителя Германии является одним из симптомов системного кризиса в некогда крупнейшей экономике ЕС. Неудачи VW можно рассматривать как ряд неизбежных вызовов для немецкой экономики, где перебои в логистической цепочке, прекращение газопоставок из РФ, отставание от конкурентов, завершившееся проигрышем уготовили преуспевающему флагману незавидную перспективу. Достаточно сказать, что промышленное производство в Германии в минувшем июле было почти на 10% ниже уровня, зафиксированного в начале 2023 года.
Впрочем, пока Германия по-прежнему остаётся одним из ведущих поглотителей транснациональных инвестиций. Скорее всего, по инерции и традиции. В течение последних полутора лет о планах разместить и освоить капиталы в ФРГ сообщили Google, Microsoft, Eli Lily, Amazon и всё тот же пресловутый BYD.
Наконец, бундестаг направил €20 млрд субсидий на развитие полупроводникового сектора конкретно изготовителям чипов TSMC и Intel. В настоящее время Берлин занят активным привлечением операторов на рынки экотехнологий, ИИ, а также усиленно вербует бизнес-структуры в ВПК. Понимая, что в автопроме страна безвозвратно утрачивает инициативу, правительство делает ставку на указанные точки роста с их солидным потенциалом развития.
Ярослав Дымчук