В последние несколько лет Россия начала активно перенаправлять свои экспортные потоки аграрной продукции с Черного моря на Балтийское. С чем же это может быть связано и насколько оправданным является такое решение?
Из греков в варяги
Традиционными рынками сбыта российского зерна являются Ближний Восток и Северная Африка. Наша страна является одним из крупнейших в мире экспортеров продукции аграрного сектора. Ежегодный экспорт оценивается на уровне 60-62 миллионов тонн зерновых. Удобнее всего их было вывозить из портов на Черном море.
Однако в последние годы начался процесс активной переориентации экспорта зерна на Балтику, что ранее некоторыми отраслевыми экспертами считалось экономически невыгодным. Так, порт «Высоцкий», ранее вывозивший уголь, теперь занимается зерном и до конца 2024 года должен выйти на показатель в 4 миллиона тонн в год.
Компания «Новатранс» инвестировала 6 миллиардов рублей в расширение мощностей «Лугапорта», который предназначен для перевалки генеральных, навалочных, зерновых грузов и пищевых продуктов. Терминал способен принимать до 1100 вагонов в сутки, а также производить обработку судов класса Panamax, New-Panamax, Baby-Capesize с осадкой до 15,5 м. К началу 2025 года его пропускная способность должна быть доведена до 7 миллионов тонн в год.
«Приморский УПК» планирует ввести в строй зерновой терминал мощностью в 5-7 миллионов тонн в год. Подобное перепрофилирование наверняка порадует местных жителей и экологов, которые ранее протестовали против планов по строительству первого в Балтийском бассейне глубоководного универсального морского портового комплекса, предназначенного для перевалки угля, минеральных удобрений, контейнеров, генеральных грузов и зерна общей мощностью до 70 миллионов тонн в год, из которых 25 миллионов приходились на уголь.
Если все эти проекты выйдут на плановые показатели, в течение ближайших нескольких лет через торговые ворота на Балтике будет экспортироваться порядка 16 миллионов тонн продукции отечественного аграрного сектора. Но и это не предел. В 2026 году компания «Содружество» обещает ввести в строй зерновой терминал мощностью в 10 миллионов тонн.
Таким образом, с Черного моря, на которое приходилось почти 90% от совокупных объемов экспорта, на Балтийское будет перенаправлена почти половина от этих потоков. При этом происходит перепрофилирование угольных терминалов в зерновые. С чем же это связано?
А мы уйдем на север
У переориентации векторов российской внешней торговли с юга на северо-запад есть целый комплекс взаимосвязанных причин.
Во-первых, в последние несколько лет в нашей стране собираются высокие урожаи, а зерно – это товар, который легко можно продать за рубеж за валюту. Через порты Азовско-Черноморского бассейна удобно вывозить сельскохозяйственную продукцию из Ростовской области, Краснодарского края и Ставрополья. Плюс к старым регионам РФ теперь добавились новые с их плодородными черноземами. А вот из Центрального федерального округа, Поволжья, Южного Урала и Сибири оптимальнее вывозить зерно через Балтийские торговые ворота куда-нибудь в Западную Африку или даже Латинскую Америку.
Во-вторых, отечественные экспортеры потеряли возможность использовать транзитные мощности морских портов Латвии, Литвы, Эстонии и Финляндии, недружественных стран, входящих в антироссийский блок НАТО. Основная нагрузка ранее ложилась на Латвию, откуда российское зерно шло в страны Европейского союза, Швейцарию и далекую Нигерию. К слову, процесс плановой переориентации российского и белорусского экспорта с прибалтийских портов на отечественные на Балтике стартовал еще до начала Кремлем спецоперации на Украине.
В-третьих, далеко не сегодня начался процесс перепрофилирования отечественной портовой инфраструктуры на Балтийском море с угля на иные виды продукции. Так, еще в 2020 году владельцы ООО «Порт Высоцкий», которому принадлежит крупнейший угольный терминал на северо-западе России, решили полностью сменить его грузовую базу. Связано это было с планомерным отказом европейских потребителей от использования неэкологичного топлива. Перенаправить экспортные потоки угля с Европы в Юго-Восточную Азию оказалось экономически нецелесообразно из-за очень длинного логистического плеча. Выбор в пользу аграрной продукции показался тогда оптимальным.
Ну и, наконец, нельзя не упомянуть о новых рисках для российской внешней торговли в Азовско-Черноморском бассейне, исходящих от враждебно настроенной Украины, которая в любой момент может ее перекрыть, начав атаковать грузовые суда морскими и воздушными беспилотниками и выставляя минные заграждения.
Так наши экспортные потоки начали перетекать с Черного моря на Балтийское, которое уже превратилось в новый зерновой хаб. Вот только потенциальная угроза судоходству, исходящая от недружественно настроенных Финляндии и Эстонии, входящих в блок НАТО, в итоге подтолкнет к необходимости развивать портовую инфраструктуру на севере, в Мурманской и Архангельской областях, а также на Северном морском пути.