Новостной обзор

Новости новых субъектов РФ: 11 октября 2024
23
Главные события ближнего зарубежья: 11 октября 2024
41
Молдавия: главные новости к этому часу: 11 октября 2024
33
Бывшая УССР: Новости дня: 11 октября 2024
54
Новости «Прибалтийских вымиратов»: 11 октября 2024
54
Россия: главные новости к этому часу: 11 октября 2024
37
США, Европа: главные новости к этому часу: 11 октября 2024
38

Лента новостей

18:10 11-10-2024
ЕС планирует создать новый фонд для военной помощи Киеву, чтобы обойти вето Венгрии
18:02 11-10-2024
Владимир Путин отказался общаться по телефону с Шольцем – Бербок
18:02 11-10-2024
«Мы идем к границам 1991 года в обратную сторону» – комбат ВСУ
17:47 11-10-2024
Иран и КНР синхронно обвинили США в создании напряженности на Ближнем Востоке и в АТР
16:04 11-10-2024
МИД КНДР сообщает о приведении в полную готовность наступательных сил на границе с Южной Кореей
14:22 11-10-2024
Лавров не видит смысла реагировать на новости о переговорах в западных СМИ
14:07 11-10-2024
В Китае заявили о готовности усилить положительную динамику в отношениях с ЕС
12:58 11-10-2024
В Приднестровье предложили провести еврореферендум на своей территории
12:27 11-10-2024
Европа продолжает вести бизнес с Россией, невзирая на санкции
08:12 11-10-2024
Пять запросов Зеленского: Цели европейского турне нелегитимного президента Украины
08:04 11-10-2024
«Зеленского ждет гнев»: в США жестко раскритиковали одно решение Киева
07:28 11-10-2024
Иран предупредил несколько стран Ближнего Востока об ответном ударе в случае военной помощи США и Израилю
07:09 11-10-2024
Президент России прибыл в Ашхабад, киевский режим призывает власти Туркмении его арестовать
21:11 10-10-2024
Эрдоган призвал противостоять государственному терроризму Израиля
20:43 10-10-2024
Пресс-служба британского премьера подтвердила отказ Киеву на удары по России ракетами Storm Shadow
20:20 10-10-2024
Израильские военные обстреляли пункты дислокации миротворцев ООН в Ливане – есть раненые
Все новости

ВосходИнфо » Аналитика / Прогнозы » Экономика » Зерновой хаб: как российская внешняя торговля смещается с юга страны на север

Зерновой хаб: как российская внешняя торговля смещается с юга страны на север

В последние несколько лет Россия начала активно перенаправлять свои экспортные потоки аграрной продукции с Черного моря на Балтийское. С чем же это может быть связано и насколько оправданным является такое решение?

Из греков в варяги

Традиционными рынками сбыта российского зерна являются Ближний Восток и Северная Африка. Наша страна является одним из крупнейших в мире экспортеров продукции аграрного сектора. Ежегодный экспорт оценивается на уровне 60-62 миллионов тонн зерновых. Удобнее всего их было вывозить из портов на Черном море.

Однако в последние годы начался процесс активной переориентации экспорта зерна на Балтику, что ранее некоторыми отраслевыми экспертами считалось экономически невыгодным. Так, порт «Высоцкий», ранее вывозивший уголь, теперь занимается зерном и до конца 2024 года должен выйти на показатель в 4 миллиона тонн в год.

Компания «Новатранс» инвестировала 6 миллиардов рублей в расширение мощностей «Лугапорта», который предназначен для перевалки генеральных, навалочных, зерновых грузов и пищевых продуктов. Терминал способен принимать до 1100 вагонов в сутки, а также производить обработку судов класса Panamax, New-Panamax, Baby-Capesize с осадкой до 15,5 м. К началу 2025 года его пропускная способность должна быть доведена до 7 миллионов тонн в год.

«Приморский УПК» планирует ввести в строй зерновой терминал мощностью в 5-7 миллионов тонн в год. Подобное перепрофилирование наверняка порадует местных жителей и экологов, которые ранее протестовали против планов по строительству первого в Балтийском бассейне глубоководного универсального морского портового комплекса, предназначенного для перевалки угля, минеральных удобрений, контейнеров, генеральных грузов и зерна общей мощностью до 70 миллионов тонн в год, из которых 25 миллионов приходились на уголь.

Если все эти проекты выйдут на плановые показатели, в течение ближайших нескольких лет через торговые ворота на Балтике будет экспортироваться порядка 16 миллионов тонн продукции отечественного аграрного сектора. Но и это не предел. В 2026 году компания «Содружество» обещает ввести в строй зерновой терминал мощностью в 10 миллионов тонн.

Таким образом, с Черного моря, на которое приходилось почти 90% от совокупных объемов экспорта, на Балтийское будет перенаправлена почти половина от этих потоков. При этом происходит перепрофилирование угольных терминалов в зерновые. С чем же это связано?

А мы уйдем на север

У переориентации векторов российской внешней торговли с юга на северо-запад есть целый комплекс взаимосвязанных причин.

Во-первых, в последние несколько лет в нашей стране собираются высокие урожаи, а зерно – это товар, который легко можно продать за рубеж за валюту. Через порты Азовско-Черноморского бассейна удобно вывозить сельскохозяйственную продукцию из Ростовской области, Краснодарского края и Ставрополья. Плюс к старым регионам РФ теперь добавились новые с их плодородными черноземами. А вот из Центрального федерального округа, Поволжья, Южного Урала и Сибири оптимальнее вывозить зерно через Балтийские торговые ворота куда-нибудь в Западную Африку или даже Латинскую Америку.

Во-вторых, отечественные экспортеры потеряли возможность использовать транзитные мощности морских портов Латвии, Литвы, Эстонии и Финляндии, недружественных стран, входящих в антироссийский блок НАТО. Основная нагрузка ранее ложилась на Латвию, откуда российское зерно шло в страны Европейского союза, Швейцарию и далекую Нигерию. К слову, процесс плановой переориентации российского и белорусского экспорта с прибалтийских портов на отечественные на Балтике стартовал еще до начала Кремлем спецоперации на Украине.

В-третьих, далеко не сегодня начался процесс перепрофилирования отечественной портовой инфраструктуры на Балтийском море с угля на иные виды продукции. Так, еще в 2020 году владельцы ООО «Порт Высоцкий», которому принадлежит крупнейший угольный терминал на северо-западе России, решили полностью сменить его грузовую базу. Связано это было с планомерным отказом европейских потребителей от использования неэкологичного топлива. Перенаправить экспортные потоки угля с Европы в Юго-Восточную Азию оказалось экономически нецелесообразно из-за очень длинного логистического плеча. Выбор в пользу аграрной продукции показался тогда оптимальным.

Ну и, наконец, нельзя не упомянуть о новых рисках для российской внешней торговли в Азовско-Черноморском бассейне, исходящих от враждебно настроенной Украины, которая в любой момент может ее перекрыть, начав атаковать грузовые суда морскими и воздушными беспилотниками и выставляя минные заграждения.

Так наши экспортные потоки начали перетекать с Черного моря на Балтийское, которое уже превратилось в новый зерновой хаб. Вот только потенциальная угроза судоходству, исходящая от недружественно настроенных Финляндии и Эстонии, входящих в блок НАТО, в итоге подтолкнет к необходимости развивать портовую инфраструктуру на севере, в Мурманской и Архангельской областях, а также на Северном морском пути.

Прошу оказать помощь Человеку, который заполняет этот сайт.

Владимир Сердюк (Якут) получил инвалидность в боях за освобождение Луганска

Карта Сбербанка РФ 4276 5209 7902 5125 Владимир Алексеевич С.

Карта ПСБ: 2200 0305 0582 0424

Кто хочет связаться с Владимиром напрямую, сделать это можно через «Одноклассники» https://ok.ru/profile/589768523292

Добавьте комментарий

  • Смайлы и люди
    Животные и природа
    Еда и напитки
    Активность
    Путешествия и места
    Предметы
    Символы
    Флаги
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх