Принципы и методы ценообразования в России меняются

Действия Правительства по контролю за ценообразованием все меньше напоминают выезды «пожарной команды» с административно-фискальным внушением за «жадность» олигархату.

 

После очередного поручения проанализировать цены на удобрения для аграриев, которое вице-премьер Абрамченко направила в Минэк и Минсельхоз, стали ясны принципы и методы, которые могут стать основой нового системного ценообразования.

1. Экспортные квоты и повышение вывозных тарифов. Были весной этого года применены к производителям сахара, растительного масла и зерна. (Мошкович, Русагро). К негласным методам можно отнести соглашение о денонсации двойного налогообложения с Кипром, где Мошкович и другие «земельные бароны» регистрировали компании, выводя прибыль из российской юрисдикции.

2. Схема, при которой дополнительная прибыль по ЕБИТДА, образовавшаяся как следствие ковидного скачка цен, была частично изъята в пользу федерального бюджета, была, по словам Белоусова, первого вице-премьера, использована по отношению к собственникам и бенефициарам крупных металлургических компаний. Экономический смысл такого шага — поделить не плановые доходы между всеми участниками технологической цепочки, не оставляя её в полном объёме конечным производителям — металлургам.

Развитие схемы может привести к оцифровке и жесткому контролю формирования стоимости на каждом технологическом переделе при расчетной цене на базовое сырье (руду, нефть, газ) и энергию. Государство фискальными рычагами в этом варианте сможет регулировать уровень рентабельности, нивелируя социально опасное имущественное расслоение (коэффициент Джини).

3. ФАС на фоне кадрового обновления в том числе и в сфере борьбы с картелями ( Галимханова, Радионов) определила тактические приоритеты — раскрытие картельных сговоров и составление торгового реестра. Намечено, в частности, проанализировать ценообразование в федеральных торговых сетях. Также отменено соглашение об избежании двойного налогообложения с Нидерландами, где зарегистрированы два крупнейших ритейлера.

4. Поручение вице-премьера Абрамченко имеет целью системно воздействовать на производителей минеральных удобрений, чей российский рынок контролируется фактически четырьмя крупнейшими производителями. Они диктуют аграриям свои условия. Фосагро, 24,7%, (Гурьев); Еврохим, 17.1%, (Мельниченко); Уралхим, 14,3% (Мазепин); Акрон,11,6, (Кантор).

В итоге из 52 миллионов тонн, произведенных в 2020 году, российскому селу достались лишь 11,5 миллионов тонн. При этом отечественные аграрии вносят на 1 гектар земли лишь 57 килограммов удобрений, уступая не только США (140 кг), Евросоюзу (130 кг), но и странам Латинской Америки (90 кг).

Предложенный Минсельхозом вариант административно формировать цены по формуле «база 2020 года плюс коэффициент инфляции», видимо, дополнят механизмом изъятия необоснованной прибыли. Либо будет установлен обязательный нижний предел объёма поставок на внутренний рынок по фиксированной расчетной стоимости, соответствующий запросам сельхозпроизводителей, с возможностью продавать остальное по свободным ценам на мировом рынке.

Вернуться назад