Дивные мечты: Украина хочет заключить новый транзитный договор на 15 лет

Очень позабавило нас недавнее заявление руководителя газотранспортной системы Украины Сергея Макогона о том, что Украину устроит новый транзитный договор на 15 лет, согласно которому объем прокачки должен составлять не менее 45-50 млрд куб.м в год с финансовыми гарантиями европейских банков или компаний. Т.е. Киев здесь выставляет требование не только России, но и европейским государствам.

 

Вообще история выглядит забавно. Всем понятно, что никакие 45-50 млрд куб.м Украине не дадут. Даже сейчас, когда еще не введен в эксплуатацию СП-2, через Украину прокачивается только 40 млрд куб.м. И этого объема более, чем достаточно. Да, в связи с холодной зимой и жарким летом на европейском рынке возник некоторый дефицит газа, но это, скорее аномальная история, которая не будет повторяться каждый год. А ведь на подходе достройка Балканского потока в Венгрию и Австрию, что возьмет еще 8,5 млрд куб.м. По факту, объем, который сейчас прокачивается через Украину, после ввода в эксплуатацию СП-2 не нужен. Но только на текущий момент.

В Европе ожидается рост потребления российского газа. Это связано с двумя вещами: 1) само потребление газа вырастет. Европейские страны выводят угольную генерацию. А, в случае с Германией, еще и атомную. Заменить электроэнергию так называемой «зеленой» энергетикой нереально. Соответственно, единственный источник - газ; 2) газовые месторождения Нидерландов и Норвегии постепенно иссякают и выводятся из эксплуатации.

Соответственно, единственная замена - российский газ. В связи с этим, украинская ГТС, действительно, может оказаться востребованной. Но, конечно, ни на 45-50 млрд куб.м, чего хотят в Киеве. Максимум - 10-15 млрд куб.м. Но они Киев не спасут. В денежном выражении прокачка 10-15 млрд принесет Украине лишь 330-500 млн долл. вместо 3 млрд, которые капали на счета до 2019. И вместо нынешних 1,5 млрд руб. Да и то данный объем никто гарантировать не будет.

Во всей истории есть еще один важный момент. Украинская ГТС является чрезвычайно изношенной и требует серьезной модернизации. Конечно, никто эти деньги давать не будет, и ГТС разложится сама собой. Второй момент - необходимость поддержки соответствующего давления в трубах. Об этом информации крайне мало, но эксперты заявляют, что минимум через украинскую ГТС должно прокачиваться 5-10 млрд куб.м. В противном случае будут происходить чрезвычайные ситуации на всех участках трубы. Но, скорее всего, мы увидим следующий вариант. Огромная ГТС Украины в значительной мере будет разобрана на металлолом. Сохранятся только ключевые участки. В т.ч. носящие транзитный характер.

Вернуться назад