Владимир Путин ускоряет разворот страны на Восток

Владимир Путин ускоряет разворот страны на Восток. Этому послужит проект Северного морского пути, о возрождении которого, как считают эксперты, было объявлено на встрече главы государства с руководителем Росатома Алексеем Лихачевым. Теперь он нацелен на сотрудничество с Азией.

 

Путин провел встречу с Лихачевым 4 августа в Кремле. В ходе беседы Путин попросил рассказать о «состоянии» российского атомного ледокольного флота, за развитие которого отвечает госкорпорация. Лихачев заверил Путина, что состояние — «образцовое». Но акцент он хотел сделать не на кораблях, а на Северном морском пути, где они будут использоваться (кратчайший водный маршрут между Дальним Востоком и европейской частью страны).

По словам Лихачева, развитие мировой торговли и «события в Суэцком канале» привели к значительному росту интереса других стран к Севморпути, как к альтернативному пути для транзитных перевозок грузов. По его словам, развитие контейнерных перевозок по Севморпути будет выгодой для мировой экономики и выведет страну на «совершенно новый уровень экономического позиционирования».

Российские власти до 2014 года планировали использовать Севморпуть в качестве транзитного маршрута для перевозки контейнерных грузов. Но после возвращения Крыма в состав России, западный бизнес отказался сотрудничать по проекту. Москве пришлось радикально менять приоритеты и использовать путь в первую очередь для снабжения собственных северных территорий и для экспорта энергетических ресурсов на Восток. Свежее заявление Лихачева говорит о возрождении проекта.

Вместо европейцев, которые сказали, что не хотят с нами связываться, возникли новые игроки, спешащие застолбить за собой нишу в будущих контейнерных перевозках. Интерес к Севморпути проявили страны Азии, например, Китай и Саудовская Аравия. Они видят в этом проекте свою выгоду, поскольку он на 10 дней сокращает время доставки грузов.

Развитие новых торгово-логистических связей России и Азии должно встревожить европейцев. Ведь оно свидетельствует о растущих темпах разворота Москвы на Восток. В результате изменений Европа теряет экономическое влияние на Россию, а вслед за этим утрачивает и политические рычаги давления типа санкций. Если в начале 2000-х на Европу приходилось около 60% всей российской внешней торговли. То сегодня доля ЕС составляет уже 38%, а на страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества приходится 33%, на один Китай — 18%. Еще 10 лет и азиатские рынки будут для нас важнее европейских.

В 2020 году доля транзитных перевозок по Севморпути не превышала и 1,5 млн тонн, к 2030 году их объем планируется увеличить до 20-30 млн тонн в год. Это позволит России зарабатывать на транзите грузов и ускорит развитие северных портов и территорий.

Вернуться назад