Жители Сибири возмущаются очередным ростом цен на бензин

«Могли хотя бы дождаться, пока выборы пройдут ради приличия!»

Жители Сибири возмущаются очередным ростом цен на бензин. Еще в июне Красноярский край, по данным Росстата, вошел в число лидеров по росту цен на моторное топливо, который составил 1,5%. И вот опять. Причем новое повышение идет по всем сибирским регионам.

В Иркутске официальная статистика говорит о том, что средняя стоимость литра моторного топлива составляет 49,8 рубля. Один только бензин марки Аи-98 за последний месяц подорожал на три рубля. В Хакасии с начала года бензин марки Аи-92 подорожал на 6,4%. А самый дорогой бензин в Восточной Сибири продается традиционно в Туве, хотя это и самый бедный регион. Сейчас литр Аи-92 там стоит уже 48,50 рубля. Тому есть простое объяснение - транспортные издержки. Тува отрезана от железных дорог горными перевалами Саян. Моторное топливо в республику завозится только автотранспортом.

Важными факторами себестоимости добычи, а за ней и розницы, как считает заместитель директора Института национальной энергетики Александр Фролов, являются курс национальной валюты и изменения налогового законодательства. Больше всего на себестоимость добычи «черного золота» влияет НДПИ, который зависит от рублевой цены на нефть. Ставка НДПИ растет уже три года подряд. «Поэтому нет ничего удивительного в том, что себестоимость растет. Но стоит заметить, что без сдерживания цен со стороны крупных компаний рост мог бы быть еще более заметным. Мы упираемся в главную проблему - недооцененный рубль. Именно из-за слабого рубля все вышеописанные факторы приводят к плачевным последствиям для внутреннего рынка. Но нельзя не признать, что цены на бензин и дизельное топливо у нас не только одни из самых низких в мире, но и с точки зрения благосостояния населения они не пересекают критические уровни», - отметил аналитик.

Добавим, что, по данным Минэнерго, производство бензина в России за прошлую неделю выросло на 7,4%. Отгрузка ГСМ на внутренний рынок соответствует уровню 2019-2020 годов. Объемы продаж через биржу с начала августа в среднем превышают показатель аналогичного периода прошлого года на 17%. Запасы бензина держатся на стабильном уровне — около 1,6 млн. тонн несмотря на плановые летние ремонты на российских НПЗ.

В целом же ценовая ситуация на отечественном розничном рынке моторного топлива подтверждает истину, которая в России известна уже всем давно: цена на бензин у нас в стране практически не зависит от стоимости нефти. Ценник в основном формируют налоги и акцизы. Ориентированное на экспорт сырья государство в случае колебаний на внешнем рынке всегда изыскивает доходы за счет уменьшения государственных расходов и повышения различных прямых и косвенных сборов с населения страны. В том числе, акцизов на бензин и дизельное топливо.

И то, что цены не держатся даже перед выборами – это своего рода сигнал о том, что ждать после них

Вернуться назад