Единый план достижения национальных целей развития РФ готов

Правительство закончило основную работу над новой редакцией проекта «Единого плана достижения национальных целей развития РФ на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года» (ЕПДНР).

Проект практически полностью оригинален, его формировали в Координационном центре правительства, ставшем по сути органом стратегического планирования.

В целом предлагаемые инициативы (цена 4,610 млрд руб, около 16% от общей стоимости нацпроектов) можно разделить на три основные тематические группы.

1. Стратегические проекты, которые закладывают основу нового технологического уклада, одновременно повышая уровень жизни, производительность труда и создавая новую информационно-управленческую реальность. 

К ним можно отнести:

- проект «Аграрная наука- шаг в будущее», возрождающий отечественное семеноводство и вводящий в аграрный сектор новые технологии с тем, чтобы, помимо прочего, к 2030 году снизить на 15% себестоимость сельхозпроизводства и повысить удои молока КРС отечественной селекции на 15%;

- проект «Новая атомная энергетика» — доступность и чистота атомной энергии без ограничений по ресурсной базе; снятие проблем энергообеспечения по всей территории России, включая т. н. малых потребителей в рамках «чистой экономики»;

- проект «Реинжиринг промышленного строительства» и подпроекты Фундамент цифровой трансформации и Фундамент трансформации промышленности ( и весь шлейф сопутствующих «цифровых» тем) — глобальный переход на цифровое взаимодействие государства и базовых предприятий, основа, чтобы синергетически взаимодействовать в конкуренции на трансграничном уровне и контролировать внутреннее развитие;

- проект «Новый ритм строительства» - гармонизировать строительные программы и интересы отрасли в целом с общими экономическими приоритетами; будет создана служба единого заказчика при Правительстве РФ; вносить изменения в роспись федбюджета строго в течение 14 дней со дня представления заказчиком (ГРБС) предложений. Цель — избавиться от долгостроев, создав долгосрочную сбалансированную программу капвложений;

- проект Национальная система пространственных данных — стратегическая комплексная программа, позволяющая в режиме реального времени контролировать земельные ресурсы и недвижимость страны, применяя технологии искусственного интеллекта;

- проект Социальное казначейство - централизация социальных обязательств государства в едином внебюджетном фонде с целью избежать ошибок в пенсионном обеспечении, допущенных предыдущими правительствами и эффективном и оперативном осуществлении программы социальной поддержке незащищенных слоев; введение единого тарифа страховых взносов в 30% с 1 января 2022 и др.

2. Государство как сервисная функция для граждан

Проект «Клиентоцентричность». Цифровая экосистема для различных категорий; Госуслуги онлайн: Электронный документооборот и другие.

Проекты, ориентированные на удовлетворение конкретных нужд людей — «Медицинская наука для человека», «Первичное звено для каждого», «Мобильный город" и другие.

3. Особую группу проектов можно отнести к «декоративным» или вспомогательным.

Они, очевидно, были пролоббированы конкретными интересантами или отдельными ведомствами.

В частности, «Беспилотная аэродоставка грузов» в труднодоступные регионы. Очевидно, что для этого необходимо создавать инфраструктуру, так как аэродромы и ВПП в таких регионах были разрушены, что требует значительного времени. К тому же существующие модели беспилотников не обладают необходимой грузоподъёмностью, чтобы обеспечивать отдаленные населенные пункты, не говоря об инвестиционных задачах.

Сходные недостатки и у проекта «Города больших возможностей и возрождение малого расселения», который предлагает обеспечить сбалансированную систему расселения в стране. Однако сама по себе такая система не может быть жизнеспособной, так как расселение должно быть функцией от развития производства, создания рабочих мест, формирования социальной инфраструктуры и прочего.

В противном случае малое расселение повторить судьбу проваленной программы «Дальневосточный гектар». Подобная внесистемность характерна и для некоторых других проектов, в частности, «Санитарный щит», который является фрагментарным воспроизведением разработанного еще в 2015 году «Биологического щита».

4. Отдельно необходимо сказать о проекте «Чистая энергетика», который транслирует требования Парижского соглашения к российской экономике. 

Ответственный за «зеленую революцию» Чубайс лоббировал изменения в ЕДПНР, которые узаконили бы нормативы и правила декарбонизации, предусмотренные Западом на его условиях для России. Этого удалось избежать. Экологическая составляющая в реформе экономике будет усилена. Но с учетом конкретных интересов нашей страны (а не западных партнеров), в частности, в ТЭК, что и было закреплено в проекте.

В целом Единый план правительства на предстоящую десятилетку с учетом новых 42 проектов беспрецедентен.

Впервые в постсоветской истории сформирован внятный, достаточно хорошо просчитанный стратегический документ, который намечает комплексные и взаимосвязанные изменения и программирует ясные цели.

Характерны приоритеты — самое обильное финансирование получит раздел «Стройка» — 2 триллиона 74 миллиарда рублей.

На втором месте - «Технологический рывок» - 1342 миллиарда. При этом сформулированы конкретные натуральные показатели, достижение которых улучшить жизнь людей. Это также отличает ЕДПНР от предшествующей «Стратегии 2020».

Препятствий к его реализации может быть два. Правительство не обладает полнотой полномочий в ДКП. А приоритеты ЦБ (и отчасти Минфина) определены монетаристскими принципами и ложными целями типа таргетирования инфляции по прямым указаниям МВФ и ВБ. Это противоречие должно быть разрешено, иначе выполнение ЕДПНР будет сорвано, несмотря на все возможные «обходные маневры» правительства в финансовой сфере.

И второе. Взгляды и деловая репутация членов правительства известны. Исходя из их публичных высказываний, можно утверждать, что кадровую основу, соответствующую критериям национальной стратегии, составят команды Белоусова, Григоренко, Хуснуллина и в меньшей степени Оверчука.

Они не скомпрометированы многолетней работой по либеральным лекалам, которая привела к провалам, из которых кабмин вытаскивает (не без успеха) экономику в последние годы. Остальные в той или иной мере по профессиональным компетенциям не соответствуют требованиям перехода к новому технологическому укладу. И должны будут либо повышать квалификацию в соответствии с новыми требованиями. Либо готовиться к кадровому обновлению.

Вернуться назад