Агросектор России входит в штопор

Производители оценили рост себестоимости свеклы на следующий год, как минимум, в 20%. Удивительно, но проблему они видят вовсе не в Америке, которая подло напечатала много долларов в прошлом году. Эти приземлённые и экономически безграмотные люди считают, что проблема в росте цен на бензин, минеральные удобрения и транспорт.

Поэтому вместо того, чтобы дружно проклясть заокеанских капиталистов, они зачем-то пишут письма в правительство, в которых сообщают, что посевные площади в следующем году сократят, а на тех, что останутся, снизят норму внесения удобрений. В результате урожай сильно уменьшится, прибыли крестьяне получат меньше и через год сократят площади ещё. А с ценами на сахар делайте сами, что хотите.

У правительства на это есть мощный ответ «мы не видим предпосылок». Точно то же самое они говорят по всем многочисленным обращениям аграриев, а эти обращения сыплются, как из ведра. С подсолнечником история ровно та же, что и со свеклой. А мелкие производители зерна вообще переводят землю под сою, кориандр и техническую коноплю.

Понятно, что даже в 7,5% инфляции, которые начинает рисовать Центробанк (при реальных процентах в 12-16, по разным оценкам) уложиться вряд ли выйдет. Конечно, уж в бензине, удобрениях и транспорте точно Америка со своими долларами должна быть виновата. Но на Америку правительство повлиять не может, поэтому вице-премьер Абрамченко нашла крайних поближе – это перевозчики, которые цинично завышают цены.

Действительно, в цене той же морковки, которая в последние полгода стала у нас просто ньюсмейкером почище министра сельского хозяйства, транспортных расходов до 30%. А в себестоимости логистов – до 50% бензина. А остальное – шикарные нововведения по утильсбору с самих машин и с шин, а также другие сборы, среди которых особенно прекрасен транспортный налог.

Если налог на владение транспортным средством с частного владельца ещё как-то можно, хотя и сложно оправдать, то брать его с перевозчиков уже совсем нелогично. Фактически это налог со средств производства, с движимого имущества предприятия. Ни в одной другой отрасли такой налог не взымается, судовладельцы никаких подобных платежей в бюджеты не вносят, и только с автоперевозчиков забирают по нескольку десятков рублей в месяц за каждую лошадиную силу мощного грузовика.

С какого перепугу? На этом грузовике зарабатывается прибыль – вот и берите с неё. Но налог на прибыль наша сверхцифровизованная ФНС хорошо брать не умеет, умеет брать только там, где всё прозрачно и лежит на виду, с колес ей тупо удобнее, хотя даже оторванные от жизни депутаты Думы год за годом предлагают перейти к топливному сбору, который тоже не сахар, но хоть какую-то логику под собой имеет и облагает реальное, а не номинальное использование транспортных средств.

Что же отвечает на эту проблему вздрюченный Абрамченко Минтранс? Ответ гениальный: а давайте возьмем деньги от утильсбора и направим их на дотирование лизинга грузовиков – тут-то у перевозчиков цены и упадут.

Во-первых, никто Минтрансу распределять деньги от утильсбора не даст – это деньги минпромторговские, они там сами решат, как правильно. Во-вторых, цены у логистических компаний растут вовсе не потому, что им надо новых грузовиков накупить, с автопарком у них всё в порядке, не в порядке – с расходниками, бензином и дизелем, в первую очередь. В-третьих, в лизинг у нас выдаются исключительно отечественные грузовики, то есть КамАЗы. А КамАЗы, безусловно, прекрасны на трассе Париж–Дакар в руках профессиональных гонщиков, но овощи на рынок у нас не из Парижа в Дакар возят, а из Ставрополя в Москву, и дальнобои попроще на подобных трассах непатриотично предпочетают почему-то Мерседесы, Вольво и ДАФы со Сканиями.

Таким образом, проблема дикого роста цен на элементарную еду не только в нынешнем году решения не нашла, но и явно переносится на следующий с усугублением. А там дальше порочный круг: сократили посевные площади или поголовье – получили меньше выручки – сократили ещё. В авиации такая траектория называется «штопор»

Вернуться назад