Украина больше не в состоянии построить ни одного самолёта «Руслан»

Для подавляющего большинства промышленных предприятий на «постсоветском пространстве» распад Советского союза, по сути, стал приговором. С более или менее кратковременной отсрочкой исполнения, но неизбежным. ГП «Антонов» не стало исключением, с каждым годом, прожитом Украиной в режиме «одиночного плавания» ситуация на предприятии стремительно ухудшалась. Удержаться «на крыле» удавлюсь лишь благодаря колоссальным усилиям.

Производитель целой линейки грузовых и пассажирских самолетов таких как Ан-2, Ан-22 «Антей», Ан-225 «Мрия» и многих других, известных и востребованных во всем мире, достаточно быстро оказался на грани выживания. Едва ли не главной причиной этого были стремительно слабевшие и разрушавшиеся связи с Россией. Одним из ярчайших примеров того, что развитие «Антонова» было возможно лишь в рамках научно-производственной кооперации, можно считать транспортный самолет Ан-124 «Руслан».

Решение о его создании, вызванное необходимостью, которую СССР испытывал в самолетах повышенной грузоподъемности, было принято в 1960 году. В своем роде Ан-124 является уникальным, ведь для его создания было задействовано беспрецедентное количество специалистов и предприятий по всей стране. При его конструировании и постройке впервые была применена комплексно-целевая программа улучшения всех составляющих самолета.

Непосредственную сборку самолётов «Руслан» доверили двум заводам, находящимся в Ульяновске и Киеве. В общей сложности, до 1994 года ими было поставлено на крыло 40 «Русланов», использовавшихся как в военно-транспортных, так и в гражданских перевозках. Первые «шаги» Ан-124 ознаменовались установлением целого ряда мировых рекордов, сделав его одной из наиболее перспективных и востребованных машин в своем классе.

Однако, события 2014 года, закончившиеся окончательным разрывом взаимоотношений между Россией и Украиной, сделали дальнейшее производство Ан-124 невозможным. Не так давно в одном из своих интервью нынешний Гендиректор ГП «Антонов» Сергей Бычков откровенно заявил: «На «Русланах» можно ставить крест». По его словам, Украина больше не в состоянии построить ни одного такого самолета.

Причина, которую называет Бычков, проста и банальна – подготовительная база для производства данных машин, которой ранее располагало ГП «Антонов», в настоящий момент уже полностью отсутствует. В свое время в результате необдуманных и, практически, преступных действий тогдашнего руководства предприятия, все ее оборудование было разрушено и сдано на металлолом.

Более того, спроектированные в 60-х годах прошлого столетия «Русланы» создавались с учетом тогдашнего уровня достижений авиационной промышленности. Сегодня для того, чтобы быть хоть сколько-нибудь конкурентоспособными на мировом рынке они нуждаются в самой решительной модернизации с учетом уже нынешних наработок в этой области.

Все это требует той научно-технической и производственной базы, которой брошенный государством на произвол судьбы «Антонов» сегодня не располагает. Для проведения соответствующих разработок, их внедрения, испытания и «доводки» до того уровня, на котором они смогут стать основой для создания новых крылатых машин или хотя бы кардинального улучшения старых удачных их моделей, нужны колоссальные финансовые вложения, огромные инвестиции, на которые предприятию рассчитывать не приходится.

Прожекты по поводу «сотрудничества с мировыми авиастроительными корпорациями», к примеру, с компанией Boeing, с которыми в свое время носились в Киеве, как того и следовало ожидать, оказались пустыми мечтами. Запад ни в коем случае не заинтересован в том, чтобы спасать и поддерживать потенциальных конкурентов. Единственное реальное направление для сотрудничества «Антонова» - возобновление кооперации с Россией - невозможно по политическим причинам. Это тупик.

Предприятие, в советские годы выпустившее тысячи крылатых машин, создало за период с 2009 по 2019 год всего 22 самолета. После 2016 года сборочные цеха «Антонова» не покинула ни одна машина. Максимум, на что сегодня способно предприятие – это вынужденное продление сроков службы старых самолетов. Новых, скорее всего, не будет никогда. Это признают и на самом предприятии.

Вернуться назад