Системные либералы вступили на тропу войны с правительством РФ

Заявление Президента о том, что капиталистическая модель экономического развития себя исчерпала  и вскрывшиеся махинации с облигациями Роснано, выпущенные под эгидой Чубайса активизировали атаки либерального крыла на действующую власть. 

Один из лидеров «старосемейной» группировки сислибов, давний партнер и близкий друг Чубайса, председатель СП Кудрин на слушаниях в СФ упрекнул правительство РФ в том, что оно внесло 559 (из 589) поправок ко второму чтению бюджета, «так много поправок и уточнений не должно быть». Одновременно Кудрин снисходительно похвалил правительство за «максимальное распределение межбюджетных трансфертов в ходе второго чтения проекта бюджета».

Причины очередных выпадов Кудрина в адрес правительства по инсайдерской информации следует искать в ситуации вокруг махинаций с бюджетным финансированием в Роснано времен Чубайса. Фактический дефолт по облигациям Роснано, который с трудом предотвратило правительство, выявило крайне негативную роль Кудрина. Он будучи вице-премьером-министром финансов в 2008-2011 году утвердил беспрецедентно привилегированный порядок бюджетного финансирования и предоставления госгарантий по обязательствам Роснано,что создало условия для махинаций с госсредствами, масштаб которых оценивается в первоначальный взнос государства в Роснано в 130 млрд рублей.

Счетная палата во главе с нынешним вице-премьером Голиковой в 2016 году вскрыла серьезнейшие нарушения в деятельности Роснано. Однако сменивший ее в 2018 году Кудрин вопреки уставным задачам СП не организовал повторную проверку ведомства Чубайса с целью проверить, исправлены ли вскрытые недостатки. Это позволило продолжать манипуляции с госсредствами, что привело к их хищениям и выводу в офшоры. В настоящее время правоохранительные органы проверяют причастность проверяющих органов на предмет действий, имеющих целью скрыть злоупотребления и преступления в Роснано, используя служебное положение.

Особое своеобразие критическим выпадам Кудрина придает исторический анализ бюджетного процесса, который проходил под его руководством (вице-премьера-министра финансов) в 2007-2011 годах. Тогда поправки в проект бюджета вносили с отклонениями от первоначальных цифр в 3%-5%. Происходило это, как вспоминают старожилы Минфина, не только по причине крайне умозрительных представлений Кудрина о бюджете. Но и вследствие поставленных на поток и хорошо оплачиваемых действий с санкции министра по перераспределению бюджетных средств в пользу олигархических группировок и особо приближенных к сислибам губернаторов. 

Экономическая основа майских (2012) указов Президента была разработана под руководством Кудрина, который в бытность министром финансов добился централизации (по советскому образцу но без советского планирования и административного контроля) бюджетных средств оценочно до 80%.  

При таком порядке ответственность за большинство социальных обязательств (107 компетенций) была возложена на бюджеты регионов без указания во многих случаях источников доходов. Межбюджетные трансферты проводились со срывом сроков, в течение всего финансового года, приоритеты финансирования определяли, исходя из личной лояльности глав регионов. В результате цели указов были сорваны, объёмы незавершенного строительства возросли до 2,5 триллионов рублей, коммерческая задолженность субъектов Федерации — до 2.8 - 3 трлн рублей. (В течение 2020-2021 эти показатели снижены на 1-1,5 трлн руб). 

Претензии Кудрина, которые значительно выходят за рамки его служебных полномочий, нарушая принципы субординации и должностной этики, обусловлены стремлением вернуть роль «экономического гуру», конвертируя её в соответствующий высокий государственный пост. Однако его «кредитная история» и деятельность нынешнего правительства, вынужденного заниматься крайне негативными последствиями экономической политики сислибов, делают  такие притязания абсурдными.

Вернуться назад