«По данным военной прокуратуры, на начало июня 2017 зарегистрировано около 500 случаев самоубийств участников антитеррористической операции после возвращения из зоны боевых действий». Кроме того, «уже в 2015 году количество обращений членов семей участников АТО с жалобами на бытовое насилие увеличилось в восемь раз».
Известно много случаев, когда демобилизованные вояки убивали своих жен и родственников. По сути, каждый вернувшийся из зоны боевых действий представляет собой бомбу замедленного действия. Пытаясь избавится от навязчивых воспоминаний, «ветераны АТО» злоупотребляют алкоголем и под его влиянием совершают преступления или кончают жизнь самоубийством.
Вот лишь несколько примеров за 2017 год.
В киевском в парке на Трухановом острове ветеран АТО подорвал себя гранатой. Он оставил краткую предсмертную записку: «Никто не виноват. Просто никому не нужен».
Житель Тернопольской области, вернувшись из зоны АТО, убил свою супругу. Сиротами остались трое детей.
Профессиональных психологов и психотерапевтов, которые бы занимались реабилитацией бывших участников АТО, в стране катастрофически не хватает. Программы социально-психологической помощи работают, в основном, только на бумаге.
«Очень важно уже сейчас готовиться к будущему гибридному миру, который в свою очередь принесет с собой новые невиданные до сих пор вызовы и риски», - пишет Аваков.
Действительно, требуется целая армия психологов и психиатров, огромное количество транквилизаторов и нейролептиков, чтобы вернуть здравый рассудок участникам боевых действий.
Аваков советует перенять американский опыт профилактики самоубийств, приведя количество бывших американских солдат, воевавших во Вьетнаме и оборвавших затем жизнь суицидом, – «к 1988 году эта цифра превысила 100 тысяч», что составляет половину всех потерь американцев во Вьетнамской войне, включая раненых.
По информации украинского министра, «общепризнанный международный стандарт по военным конфликтам – 90-95% участников боевых действий впоследствии имеют медицинские (связанные с нервной системой) и социальные проблемы, а у трети диагностируется посттравматический синдром, результатом которого нередко бывают самоубийства».
Если учесть, что на сегодняшний день статус участника боевых действий в АТО имеют более 280 тыс. человек, то 500 самоубийств – это только начало.