Действительно, поведение американских властей в этом случае просто поразительно нецивилизованно и вызывающе. Оно не унизительно для России – но чрезвычайно неприлично и унизительно для самих США.
Парадокс ситуации, однако, в том, что «страшная месть русских» неизбежна совершенно без участия самих русских.
Или даже намекать не надо – в любом случае медийная и политическая элита США, уронив себе на голову очередной памятник, будет непоколебимо уверена, что все это подстроили русские.
Это только во времена отцов-основателей американцы не знали о существовании русских и все происходящие с ними беды относили на счет темных сил природы. А теперь русским ничего и делать не надо, надо только подождать, пока им припишут очередные американские проблемы.
Когда люди увлеченно секут себя сами, этому нельзя ни помочь, ни помешать – можно только наблюдать за процессом, переживая сложную гамму чувств, от недоумения до тревоги.
Конечно, когда американские публицисты пишут о новой «гражданской войне» в США, это, скорее, риторическое преувеличение. Но тяжелый кризис налицо – и он проявляется, прежде всего, в бросающейся в глаза утрате Америкой веры в себя как в нацию, обладающую уникальным внутренним превосходством.
Британский социолог Бенедикт Андерсон описывает нацию как «воображаемое сообщество», воображаемое в том смысле, что «члены даже самой маленькой нации никогда не будут знать большинства своих собратьев-по-нации, встречаться с ними или даже слышать о них, в то время как в умах каждого из них живет образ их общности».
Америка создала глубоко привлекательный образ американцев как людей, объединенных любовью к свободе и добродетели, оптимизмом и предприимчивостью, отвагой и трудолюбием на «земле свободных и в доме отважных», как поется в американском гимне.
Человеческие сообщества живут мифами – это не хорошо и не плохо, просто такова человеческая природа. Люди верят в некий идеальный образ своего сообщества, который, конечно, не совпадает с реальностью, но оказывает на нее глубокое, даже определяющее воздействие.
И не только на саму нацию, но и вне ее. Влияние США в мире – это влияние не только военное, политическое и экономическое, но и, в очень высокой степени, психологическое и культурное.
И вот эта вера в образ Америки, как неотразимо привлекательный образец для всего мира, и угасает на наших глазах.
Вернее, ее угашают – и делают это совсем не русские. Это делает американская медийная и политическая элита в ходе внутренних разборок, усилившихся после избрания Трампа.
Александру Зиновьеву принадлежит известная фраза «целились в коммунизм, а попали в Россию»; в наши дни мы видим, как целятся в Трампа, а попадают в Америку.Медиа последовательно разрушают Великий Американский Миф.
Нам рассказывают, что превосходнейшую американскую систему правления, «правительство народа, из народа и для народа» можно запросто хакнуть и посадить в кресло президента – иностранного ставленника.
Причем этот хак состоит не в нарушении системы голосования как таковой, а в раскрытии некоторых грязных секретов Демократической партии, что сильно рушит такую сторону мифа, как «народ имеет право знать».
Выясняется – со слов тех же медиа – что Америка – это насквозь расистская страна, где, как нам и сообщала газета «Правда» в советские годы, темнокожий человек боится нос высунуть на улицу, рискуя нарваться на расистские оскорбления, а то и прямое насилие.
Толпы беснующихся фашистов ходят по улицам и запугивают мирных граждан – такова, мол, Америка Трампа.
При этом все честные люди просто обязаны ополчиться на памятники недобитым белым колонизаторам, до Колумба и Джефферсона включительно, так что уже самые основания Америки оказываются под ударом – эта страна основана рабовладельцами, практически все герои ее национального мифа – отъявленные расисты, достойные только безоговорочного осуждения.
Если бы некие коварные враги Соединенных Штатов действительно стремились ослабить влияние этой страны в мире, подорвать доверие к демократии, посеять смуту и раздор, они бы делали ровно то, что делают мейнстримные американские медиа.
Да, конечно, их цель – напасть на Трампа, но еще недавно было бы невозможно вообразить, чтобы в ходе внутренних политических разборок удар наносился по Америке как таковой.Как нельзя было вообразить и многое другое – например, попытки выставить внутренних оппонентов агентами иностранной державы. Нам говорили, что это обычный для диктаторских режимов трюк – но теперь к нему прибегают в самих США.
В этом же контексте распада мифа находится и недавнее прекращение выдачи виз.
Это диктаторские режимы всегда боялись, что их подданные приедут в Америку, увидят американский образ жизни своими глазами, изумятся достатку и свободе, которыми наслаждаются американцы, и поймут, что им нужно следовать тем же идеалам свободы и демократии.
Считалось, что любая открытость – свободный обмен информацией, свободное перемещение людей – фундаментально работает на Америку, поскольку разоблачает ложь антиамериканской пропаганды и дает всем возможность убедиться в превосходстве американских принципов.
Теперь американская элита в это больше не верит.
Напротив, информационная открытость рассматриваться как уязвимость. Это уже не западные радиостанции «всей своей враждебной сутью навалились и вредят», а наоборот, «российская пропаганда» отравляет умы доверчивых американцев.
Поэтому мы еще увидим много провокационных, абсурдных и нелепых действий политиков и властей США в отношении России. Это будет мало связано с действиями самой России – это будет симптомами внутренних конфликтов в обществе, которое утрачивает веру в свои основополагающие мифы.Стоит научиться реагировать на это без эмоций.
Американская русофобия – это проявление чисто внутренних проблем этой страны. Когда такая огромная страна проецирует свои внутренние проблемы вовне – это очень опасно. Но это их проблемы – нам не нужно торопиться делать их своими.