Президент Украины Петр Порошенко заявил, что не сможет силой забрать Крым у Москвы, однако сможет сделать его «неподъемным бременем». То есть создать условия, при которых Россия сама уйдет из республики.
«Так вор иногда выбрасывает украденное, когда оно ему начинает печь. Мы должны создать все условия, чтобы оно ему пекло», — пояснил свою мысль глава украинского государства в ходе ежегодного послания к Верховной раде, сообщил 7 сентября телеканал «112 Украина».
Видимо, уже действуя в рамках этой стратегии, Порошенко заявил о необходимости привлечь РФ к международно-правовой ответственности. По его словам, этот процесс будет длительным, но «эффективным». «Так мы заставим Россию отвечать языком права за свои действия на территории Украины», — пообещал украинский лидер.
Вслед за этим он обрушился с критикой на депутатов Рады за предложения «отказаться от любых попыток вернуть оккупированные территории Донбасса, отрезать их и подарить врагу, ожидая, что оно само собой вернется». Он добавил, что подобных взглядов придерживается 11% населения страны. Еще 14% выступают за заморозку конфликта на востоке страны, сказал Порошенко, сославшись на «цифры из опроса».
В завершении он поклялся не допустить сценария, при котором Украина потеряет государственность.
Заметим: сделать Крым «неподъемным бременем» украинская сторона де-факто пытается с 2014 года, пуская в ход самые грязные приемы. Начиная с перекрытия Северо-Крымского канала и заканчивая энергетической блокадой полуострова путем подрыва опор ЛЭП и засылкой в Крым диверсионных групп для проведения терактов и дестабилизации обстановки. Впрочем, результат этих действий для Киева неизменно получался нулевым.
Москва, вопреки стараниям украинской элиты, не желает воспринимать Крым как «чемодан без ручки», и средств на развитие региона не жалеет. В декабре 2016 года правительство РФ пересмотрело параметры ФЦП «Социально-экономическое развитие Крыма и Севастополя до 2020 года», увеличив ее финансирование на 8,7% - до 769,5 млрд рублей. А 5 сентября стало известно, что финансирование ФЦП по Крыму могут увеличить еще на 70 млрд. Деньги пойдут на достройку Керченского моста, федеральной трассы «Таврида», обустройство школ и медцентров. Словом, полуострову не до рефлексий «незалежной».
Тем не менее, власти Крыма отреагировали на «стратегическую инициативу» Порошенко. Как отметил председатель госсовета Крыма Владимир Константинов «мы не станем никакой ношей для России — мы не были дотационным регионом при Украине, не будем и при РФ». «Нынешние инвестиции — это закладка на будущую экономику, благодаря которой еще будем отдавать в другие субъекты», — добавил он.
При этом глава госсовета Крыма отметил, что санкции могут вызывать негативную реакцию у населения. «Санкции, конечно, неприятны для людей, в том числе с моральной точки зрения. Ну что такое Порошенко в современном мире? Это ноль без палочки. Совершенно непонятно, что курят и пьют на Украине, когда предлагают такие инициативы. Они не понимают, что людям в Крыму надоела Украина с ее проблемами», — сказал Константинов.
Что стоит за инициативой Петра Порошенко, на что рассчитывает Украина, пытаясь сделать Крым «неподъемным»?
— Стратегия «неподъемного бремени» — вовсе не изобретение Порошенко, это давняя стратегия тех внешних политических игроков, которые стояли за госпереворотом на Украине, — отмечает политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков.
— Цель этих игроков — и прежде всего, США — хорошо известна: используя «незалежную» в качестве тарана, нанести тяжелое поражение России.
Еще с момента победы Евромайдана предполагалось, что на Москву будет организовано мощное международное давление. В результате РФ сначала откажется от поддержки Донбасса, и руками Киева будет проведена жесткая «зачистка» Востока Украины. А потом Москва откажется от Крыма, и никто не станет удерживать украинских радикалов от «зачистки» еще и полуострова.
Кстати, пока руки у киевской хунты до Донбасса и Крыма не дотягиваются, она «наводит порядок» внутри страны. Так, 5 сентября Верховная Рада приняла закон об образовании, который вводит фактический запрет на преподавание на любом языке, кроме украинского.
Это решение выглядит парадоксальным, поскольку насильственная украинизация всегда служила главным раздражителем и для Крыма, и для Донбасса. Тем не менее, в действиях Верховной Рады присутствует, на мой взгляд, железная логика.
Она заключается в создании из Украины анти-России с помощью политики государственного террора. А это означает, что Крым и Донбасс украинская элита предполагает привлечь на свою сторону не миром, а каленым железом.
На деле, Киев мечтает набросить Крыму петлю на шею, и силой втащить полуостров в украинизированные государственные институты.
— Но Порошенко признал, что действовать силой у Киева не получится…
— Действовать будет не Киев, а западная коалиция. США ясно дают понять, что им не нравится независимая Россия, способная проводить самостоятельную политику. И сломить «путинское сопротивление» американцы рассчитывают санкциями, которые будут постепенно ужесточаться.
Замечу, за все время действия антироссийских санкций не было ни одного случая их ослабления — санкции только усиливались. Таким способом Запад рассчитывает вызвать падение жизненного уровня россиян, прежде всего в городах-миллионниках. Авторы стратегии надеются, что в этом случае российский средний класс, под влиянием западной пропаганды, обвинит в неудачах Кремль и выйдет на улицы.
Одновременно Запад ведет активную индивидуальную работу с российскими олигархами и высшими чиновниками. Тот же Конгресс США рассчитывает поставить сверхбогатых россиян, владеющих активами в Штатах, под контроль американской разведки, чтобы в решающий момент они оказали оппозиционным силам в РФ финансовую поддержку, в то время как прозападные российские чиновники выступили бы на стороне зачинщиков госпереворота в Москве.
— Киев действует в рамках этой общей стратегии, говоря о превращении Крыма в «непосильное бремя»?
— Думаю, да. Петру Порошенко эта стратегия прекрасно известна, и он сознательно выступает одним из ее исполнителей. Другое дело, никаких принципиально новых шагов Киев в отношении Донбасса и Крыма предпринимать в обозримом будущем не станет. И с этой точки зрения слова Порошенко о «неподъемном бремени» никак на ситуацию не повлияют.