Спустя 100 дней после разрыва дипломатических отношений с Катаром Эр-Рияд приступил к подготовке обещанного в саудовских СМИ переворота. 14 сентября в Лондоне состоялся первый слет катарской оппозиции, организованный при поддержке Саудитов. Конференция под внешне благовидным названием «Катар на службе безопасности и глобальной стабильности» завершилась избранием преемника ныне действующего эмира – сына первого эмира Катара из династии Аль-Тани Абдаллы бен Али Аль Тани.
Абдалла бен Али аль-Тани возглавляет изгнанную ветвь династии Аль Тани, которая образовалась после переворота 1972 года. Тогда дед ныне действующего эмира Халифа бин Хамад сверг своего двоюродного брата – эмира Ахмада бен Али Аль Тани, воспользовавшись его отсутствием на охоте в Иране. Абдалла бен Али Аль Тани является пятым сыном свергнутого эмира. Именно он убедил недавно короля Саудовской Аравии Сальмана открыть пограничный переход «Салва» и разрешить катарским паломникам посетить страну во время хаджа.
Организатором съезда оппозиции в Лондоне выступил бывший посол Катара в Соединенном королевстве Халид аль-Халил, который вынес на первый план обвинение Дохе в поддержке экстремизма. На конференции обсуждались пять основных вопросов: поддержка Катаром терроризма, его отношения с Ираном, попытки завоевать доминирующее положение в мире и нарушения прав человека. На этом фоне сам катарский эмир Тамин бин Хамад аль-Тани отправился в Турцию, которая выступает главным защитником Дохи от посягательств саудовцев.
Решение продемонстрировать турецкую поддержку эмир принял после ряда неудачных попыток наладить отношения со странами Залива. Сначала стычка произошла 12 сентября в Каире между главой МИД Катара Султаном бен Саадом аль-Мрейхи и делегатом Саудовской Аравии из Лиги арабских государств Ахмадом аль-Каттаном. Более полутора часов два дипломата обменивались замечаниями. В конце концов, министр Катара обвинил КСА в попытке лишить свою страну какой-либо «легитимности» и «свержении» её режима.
Прямые телефонные переговоры, которые провели по просьбе Дональда Трампа наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман и эмир Катара Тамин бин Хамад аль-Тани, также ничего не дали. Они завершились тем, что принц потребовал от Катара выполнить 13 условий, предъявленных четырьмя союзниками по содружеству Персидского залива, что для Дохи равносильно прямой капитуляции. Поэтому визит Тамима Аль Тани в Анкару выдает серьезные опасения о подготовке Саудитами перевороте в Катаре.
Смена режимов на Ближнем Востоке является давней традицией во внешней политике Саудовской Аравии. В Сирии Саудиты финансировали «Аль-Каиду»* для свержения президента Башара Асада, в Йемене пытаются навязать отставного президента Абд Раббо Мансура Хади, а в Бахрейне поддерживают суннитскую династию аль-Халифа вопреки воле шиитского большинства. Более того, Саудиты уже пытались совершить переворот в Катаре, чтобы свергнуть отца нынешнего эмира Хамада бин Халифу Аль Тани. Вмешательство произошло в 1996 году – через год после того, как Хамад бин Халифа сверг своего отца Халифу бин Хамада, воспользовавшись его визитом в Швейцарию.
Тем не менее, несмотря на традицию семейных заговоров в самом Катаре, нынешняя ветвь держится на прочной поддержке между отцом и сыном. Шейх Хамад бин Халифа Аль Тани в 2013 году отрекся от престола в пользу своего сына Тамина, учредив в честь этого события национальный праздник. Внутреннее единство в королевстве продемонстрировал также отъезд эмира Тамина бин Хамада из страны в день съезда заговорщиков в Лондоне.
Эмир Катара показал, что не боится переворота, а единственное, что способно его свергнуть, - это внешнее военное вмешательство. После поражения в Йемене и Сирии приведение Катара к послушанию является для саудовского дома вопросом престижа. Однако Тамин бин Хамад аль-Тани уже позаботился о том, чтобы купировать реваншистские аппетиты Эр-Рияда, разместив в Катаре турецкую военную базу с контингентом от 10 тыс. до 30 тыс. солдат. Страховка заготовлена также и от попустительства США, согласно Al-Rai al-Youm, в виде угрозы «передать базу «Аль-Удейда» русским», если Катар «загонят в угол».