В штаб-квартире ООН в Нью-Йорке разворачивается антиядерная драма: открытый спустя много лет кропотливой работы к подписанию Договор о запрете ядерного оружия откровенно бойкотируют все государства с ядерным статусом. Таким образом, похоже, теряется последний шанс для нынешней цивилизации отойти от края атомной пропасти третьей мировой.
Примечательно, что отказ от его подписания происходит на фоне все более громкой риторики некоторых лидеров стран, обладающих этим смертоносным оружием, о его использовании, а также попыток Ирана и Северной Кореи стать неофициальными членами мирового ядерного клуба.
Между тем, торжественная церемония все же состоялась, как и было запланировано, 20 сентября сего года на 72-й Генассамблее ООН. Главы и представители нескольких десятков стран, подписались под этим беспрецедентным международно-правовым документом. Договор вступит в силу через 90 дней после того, как его ратифицируют 50 государств. Первому поставить свой автограф была предоставлена честь президенту Бразилии Мишелю Темеру — видимо, как одной из стран-инициаторов разработки и создания этого документа.
Драма с подписанием в стенах ООН становится еще яснее, если учесть, что к этому событию большинство стран мира шло долго и упорно, преодолевая трудности разногласий. И все же в конце прошлого года Генеральная Ассамблея ООН одобрила решение о проведении конференции для «согласования юридически обязывающего документа о запрете ядерного оружия, который привел бы к полной ликвидации этого оружия». Тогда против него голосовали четыре из пяти «официальных» ядерных держав (Россия, Соединенное Королевство, США и Франция), а также Израиль. Китай и Индия воздержались. Северная Корея, досаждающая уже несколько десятилетий своими ядерными испытаниями, не участвовала в голосовании. Япония тоже не нажимала на кнопку, что наводит на вполне определенные размышления.
Наконец, новый договор о запрете ядерного оружия (по сути — о разоружении в мировом масштабе) после многомесячных переговоров был принят в штаб-квартире Организации Объединенных Наций 7 июля 2017 года. Тогда на международной конференции за него проголосовали 122 из 193 стран ООН — подавляющее большинство.
Однако государства, владеющие ядерным оружием, не принимали участия в подготовке и обсуждении документа, объявляя, по сути, бойкот, а некоторые даже уверяя, что договор этот и вовсе вреден для мира. Хотя его лейтмотив заключается в том, что участники договора обязуются «никогда и ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не испытывать, не производить, не изготавливать, не приобретать иным образом, не иметь во владении и не накапливать ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства».
На проходящей сейчас в штаб-квартире в Нью-Йорке 72-й Генеральной Ассамблее ООН в первый же день открытия торжественной церемонии одобрения Договора подпись под ним поставили десятки стран (на фоне, замечу, нервозности из-за ядерных и ракетных испытаний КНДР). Несмотря на это, Россия, Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция и другие ядерные страны бойкотировали событие, можно с полной определенностью сказать, — XXI века.
И в тот же день Североатлантический альянс сделал не оставляющее надежды заявление: «До тех пор, пока будет существовать ядерное оружие, НАТО останется ядерным альянсом». В нем также отмечается, что договор о запрете ядерного оружия не учитывает новые вызовы международной безопасности: «В то время когда мир нуждается в единстве перед лицом растущих угроз, в частности, большой угрозы, которую представляет ядерная программа Северной Кореи, этот договор не принимает ее во внимание».
Более того — «это (новый Договор о запрете ядерного оружия — А.Я.) угрожает подрывом Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который составляет основу глобальных усилий в сфере нераспространения и разоружения на протяжении последних почти 50 лет, а также угрожает подрывом режима гарантий МАГАТЭ», — уверяют нас в Североатлантическом альянсе.
То есть именно всеобщий запрет ядерного оружия и всеобщее ядерное разоружение, декларирующиеся в новом договоре, каким-то таинственным образом помешают его нераспространению и разоружению. Притом ясно, что если бы нечто подобное (запрет этого оружия массового поражения) произошло, что из сферы фантастики, разумеется, то и МАГАТЭ с его тысячами высокооплачиваемых международных чиновников пришлось бы тоже упразднить в этой части их компетенции. Ну, а кто же станет рубить сук, на котором сидит?
Похоже, единственная правда в громком демарше НАТО заключается в этой его сентенции: «Попытка запретить ядерное оружие договором, к которому не присоединилась ни одна страна, фактически владеющая таким оружием, не принесет успеха, не приведет к сокращению имеющегося ЯО, не укрепит безопасность какой-либо страны, как и не будет способствовать стабильности и миру на планете».
Как будто бы 15 000 тысяч ядерных боеголовок, которыми владеет мизерное количество государств и которые могут быть востребованы каким-нибудь неуравновешенным политическим маньяком, таки да, поспособствуют и стабильности, и миру на планете. И чтоб никто не сомневался в истинности намерений Альянса, «заклинанием» в его заявлении утверждается, что страны НАТО выступают против заключения нового договора о запрете ядерного оружия.
Выходит в итоге, что всего около десяти государств, владеющих ядерным оружием (официально и неофициально), публично продемонстрировали всему миру, что никакой международный закон, принятый подавляющим большинством стран в стенах самой высокой политической инстанции, им не писан.
Так чем же эти страны — по большому счету — лучше Северной Кореи, оперирующей той же риторикой о собственной безопасности, которая точно так же плевать хотела на все решения ООН, принятые с участием этих же ядерных государств касательно ее военно-ядерной программы?