Однако, по мнению Конституционного суда, президент имеет право отклонять кандидатуру только один раз. Поэтому, с подачи оппонентов Додона, судьи сочли второй отказ назначить предложенного кандидата на должность министра обороны «неспособностью президента исполнять свои обязанности».
Впрочем, не факт, что Додон и теперь согласится признать нового министра. «Не намерен принимать присягу господина Стурзы, даже если будет соответствующее решение Конституционного суда, вследствие чего он не сможет выполнять свои должностные обязанности», — уже заявил молдавский президент.
Игорь Додон победил на первых с 1996 года прямых выборах президента Молдавии осенью 2016 года.
Тогда он заявил, что народ, путем его избрания, поддержал восстановление тесных отношений с Россией. Додон часто ездит в Москву, а недавно был на саммите СНГ и ЕАЭС в Сочи, причем посетил последнюю встречу в качестве наблюдателя, поскольку его страна в этот союз не входит.
Однако Молдавия является парламентской республикой. Делать громкие заявления Додон может, но полномочий у него почти нет. Он вправе, как в случае с министром обороны, добиться отставки конкретного чиновника или препятствовать его назначению. Может также пытаться заблокировать отдельные законы. Но когда, например, он своим указом пытался запретить молдавским военным участвовать в совместных с НАТО учениях на территории Украины, это ни к чему не привело.
Додон понимает это и стремится добиться досрочного роспуска парламента и избрания нового состава, который, как надеется он и его союзники в Москве, будет более пророссийским и начнет прислушиваться к мнению президента. Однако большая часть молдавской правящей элиты выступает против этого. А никаких правовых инструментов для реализации своего плана в руках у Игоря Додона нет.
Теоретически, в обозримом будущем внутриполитический конфликт в Молдавии способен перерасти в силовое противостояние между президентом с одной стороны, и парламентом и правительством с другой. Однако вероятность этого не так велика, потому что у Додона просто нет контроля ни над какими людьми в погонах.
В случае выхода ситуации из правового поля, Россия помочь никак не сможет, а молдавские правоохранительные органы и военные наверняка встанут на сторону кабинета министров. Так что Додону, скорее всего, придется смириться и с новым министром обороны и с решением Конституционного суда. А то как бы его совсем и окончательно не отстранили от власти.