С другой стороны, американцы предложили разместить в Донбассе 20 тысяч миротворцев, что Россия считает абсолютно неприемлемым. На этом переговорщики разошлись. А вопросы остались.
Предыдущие встречи Суркова и Волкера проходили 21 августа (в Минске) и 7 октября (в Белграде). При этом реальное наполнение переговоры получили после заявления президента России Владимира Путина, который 5 сентября 2017-го предложил ввести на территорию мятежного Донбасса международную миротворческую миссию.
С этого момента, что очень важно, началось конкретное обсуждение путей разрешения украинского гражданского конфликта с участием США. Собственно, основным содержанием переговоров Суркова и Волкера и являются российские предложения.
Говоря о "голубых касках" ООН, российский президент определил четыре важных условия введения миротворцев.
Во-первых, они должны обеспечивать безопасность мониторинговой миссии ОБСЕ в Донбассе.
Во-вторых, должны находиться исключительно на линии разграничения противоборствующих сторон.
В-третьих, контингент могут ввести на территорию конфликта только после разведения сторон и отвода тяжелой техники.
В-четвертых, вопрос необходимо в обязательном порядке решать с участием представителей мятежных ДНР и ЛНР.
Соответствующий проект резолюции Россия внесла на рассмотрение Совета Безопасности ООН.
Наконец, для российской стороны очень важно, чтобы при решении дальнейшей судьбы Донбасса в обязательном порядке учитывались интересы жителей ДНР и ЛНР, поскольку в Киеве стремятся решать судьбу этих регионов, невзирая на мнение проживающих там "мятежников".
Важным пунктом позиции Москвы является именно это направление миротворческой миссии, так как учет интересов жителей ДНР и ЛНР предполагает их защиту от так называемых добровольческих, а по сути — националистических и карательных сил Украины.
Чего хочет Украина
Вопрос о введении миссии ООН в зону гражданского конфликта в Донбассе стоял давно. Весной 2015 года с таким предложением выступил президент Украины Петр Порошенко. Но тогда у других стран из "нормандской четверки" — России, Германии и Франции — еще были иллюзии по поводу того, что им удастся добиться реализации Минских соглашений без введения в зону конфликта миротворцев.
Однако из этого ничего не вышло — Украина за два с половиной года не выполнила ни одного пункта политической части "Минска". А именно: Киев не объявил амнистию для участников конфликта с обеих сторон, принял закон о проведении местных выборов на территории Донецкой и Луганской областей, не принял в окончательном варианте закон об особом статусе ЛНР и ДНР.
С того момента Порошенко образца весны 2015 года (когда он сам был за миротворческую миссию) исчез, а вместо него появился новый — лавирующий между радикалами и националистами у себя в стране и политическими кураторами на Западе.
Во-первых, Порошенко боится ставить в парламенте вопросы политического урегулирования конфликта на востоке Украины.
Во-вторых, украинскому лидеру, который собирался на второй президентский срок, не нужен Донбасс с его протестным по отношению к нему электоратом.
Наконец, президент Украины ощущает себя востребованным в большой международной политике именно тогда, когда находится на острие конфликта. Разногласия с Россией делают из него политическую фигуру европейского масштаба. Как в известной басне Крылова про Моську.
Иными словами, самое выгодное для Киева — замороженный на многие годы конфликт. С сохранением статус-кво.
Поэтому, узнав в начале сентября об инициативе России по введению миротворческой миссии, украинская сторона, сама в 2015 году предлагавшая то же самое, начала лавировать. Так, министр иностранных дел Павел Климкин заявил, что свой план по миротворцам Украина не будет вносить в качестве проекта резолюции, а обсудит его со своими "друзьями и сторонниками в ООН".
Как ведут себя США
С самого начала конфликта и попыток его погасить было понятно, что без участия Штатов "нормандский формат" результатов не даст. Потому как в реальности украинская власть — с момента начала государственного переворота на Майдане и до сегодняшнего дня — ориентировалась исключительно на позицию Госдепа. И не только в этом вопросе.
Однако США более трех лет никак не участвовали в этом процессе. Во всяком случае, официально. Наоборот, обеспечивали нелетальным вооружением, поддерживали финансово и даже методически, организовывая на территории Украины войсковые учения с участием своих инструкторов.
Ситуация несколько изменилась с избранием президентом Дональда Трампа. Позиция Штатов стала более противоречивой. С одной стороны, продолжается снабжение Киева оружием (в том числе пообещали и летальное), с другой — появилась миссия Курта Волкера, задача которого — найти мирный способ решения проблемы.
Конечно, нынешняя позиции Вашингтона — результат внутренних политических противоречий, когда американский президент не находит общего языка с конгрессом. Но тем не менее пытается проводить свою линию. Линия Трампа понятна: снизить непродуктивную для внутренней жизни США активность страны во внешнем мире.
Накануне нынешней встречи Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ), финансируемое напрямую из США, вскрыло коррупцию в рядах украинского генералитета, расхищающего американские инвестиции. Но Порошенко и его люди не дали проамериканскому НАБУ "своих" в обиду.
С приходом Трампа приобрела новые черты и несамостоятельность Порошенко. Он начинает лавировать между различными центрами силы в США, проще говоря, между Трампом и конфликтующим с ним конгрессом.
При этом тут же предложил ввести в Донбасс фантастическое количество миротворцев: 20 тысяч. Фактически, как говорит министр иностранных дел России Сергей Лавров, "оккупировать Донбасс". По словам Лаврова, такие заявления Волкера "прямо противоречат тому, что делают Германия, Франция, Россия и Украина в "нормандском формате".
В целом Волкер затягивает переговорный процесс неприемлемыми для Москвы условиями, выбрав для себя тактику выжидания.
Противоречивость американской позиции по миротворцам, абсолютная несамостоятельность и в то же время попытка Порошенко лавировать между различными центрами принятия решений в США делают невозможным процесс реального урегулирования в Донбассе. Отсюда и отсутствие результатов в последних переговорах. И если эти позиции Вашингтона и Киева сохранятся, то нулевые итоги будут и на следующих встречах.