Новостной обзор

Ситуация на Донбассе за прошедшие сутки 25 апреля 2022
808
Новороссия сегодня 24 апреля 2022
859
Ситуация на Донбассе за прошедшие сутки 24 апреля 2022
896
Новороссия сегодня 23 апреля 2022
913
Ситуация на Донбассе за прошедшие сутки 23 апреля 2022
911
Новороссия сегодня 22 апреля 2022
992
Ситуация на Донбассе за прошедшие сутки 22 апреля 2022
898

Лента новостей

10:54 08-05-2022
Украинцам запретили узнавать судьбу пропавших на войне
10:38 08-05-2022
Сценарий ядерной войны от Оливера Стоуна для Украины
10:25 25-04-2022
Зеленский в случае неудачи Украины готов обвинить в этом Запад
10:13 25-04-2022
В США отменили торжества по поводу встречи союзников на Эльбе
07:21 25-04-2022
Европа готовит шестой пакет санкций против России
18:48 24-04-2022
Австрия выступила против принятия Украины в состав Евросоюза
17:51 24-04-2022
Немецкий журналист: Жители Украины шепотом просят русских солдат не оставлять их
11:27 24-04-2022
Миллионы «преступников»: Украина отвергла граждан в Херсонской и Запорожской областей
07:31 24-04-2022
Турция закрыла воздушное пространство для российской авиации, направляющейся в Сирию
07:20 24-04-2022
Болгарию раздирают противоречия из-за поставок оружия Украине
07:03 24-04-2022
Зеленский заявил о неготовности Киева к деблокаде Мариуполя военным путём
16:28 23-04-2022
В Южной Осетии отменена дата проведения второго тура выборов президента
16:21 23-04-2022
Польский генерал: Британский премьер разболтал военную тайну
15:39 23-04-2022
Немецкий экономист: энергетическое эмбарго принесет России только выгоду
08:09 23-04-2022
В Европарламенте назвали Евросоюз вассалом США
17:51 22-04-2022
Зеленский требует от мира ввести «налог на войну за Украину»
Все новости

Ум - опасное преступление

Интереснейшая, и что более ценно — полезная и отрезвляющая статья. По соображениям авторской собственности (SiS!), текст дан со значительными сокращениями. 

Ум - опасное преступление


Однако эти сокращения не наносят значительного ущерба смыслу или интеллектуальному заряду публикации. Даже — наоборот. Читателю вовсе не требуется погружаться в недра авторских изысков «на примерах».
И в итоге камрады-фольксгеноссе получат чистый сок.

Общество неграмотных: быть умным для подростка становится преступлением
Опубликовано в журнале:
«Иностранная литература» 2017, №10
Рафаэл Теодору
Перевод Максима Тютюнникова

Если ты подросток, это вовсе не значит, что у тебя стоит штамп в паспорте, санкционирующий безнаказанное поглощение всякого культурного мусора, ведь не думаем же мы, будто мозг подростка пребывает в состоянии атрофии вплоть до совершеннолетия.
О подростковом возрасте сказано уже многое. И в самом деле, у психологов и психоаналитиков рассуждения об этом этапе становления личности - одна из излюбленных тем. Мнения весьма разнообразны, от "трагедии расставания с детством” до банальной "фазы физиологической и психологической трансформации”, определения можно найти на любой вкус и размер. Уже появилось даже клише "раздраженный” в отношении подростка.

И в связи с этим мне сразу видятся две проблемы. Первая и самая очевидная: идея "подросткового периода” берется на вооружение, в основном, родителями, не имеющими ни малейшей научной подготовки, позволяющей разобраться в том, с чем они имеют дело. Именно так: большинство родителей воспитывает детей, не имея понятия ни о психологии, ни о психоанализе.

Далее: родителям-воспитателям, не склонным к глубоким размышлениям о сущности воспитания, легче "купить” идеи, продающиеся в популярных книгах типа "сам себе психолог”, которые почти никогда не дают критического анализа юности, рассматривая ее как некий безобидный "обряд инициации” при переходе в мир взрослых. Я уже и не говорю о тех крайних случаях, когда родители верят конъюнктурщикам, сбывающим явно антинаучные рецепты "укрощения молодежи”, начиная с "инструкций о том, как сделать своего ребенка гениальным, как Эйнштейн, заставляя его с колыбели слушать Моцарта, ибо классическая музыка очищает ум младенца”, заканчивая вечно осуждаемыми практиками, доставшимися нам в наследство от суровой диктатуры ("палочная педагогика”). Подросток, - учат подобные книги, - это человек в "фазе трансформации”. Поэтому он, естественно, слегка недоделанный, слегка дезориентированный, если не сказать неряшливый, в частности, и в том, что касается его собственного умственного развития. Обыденное сознание рассматривает подростка лишь как эскиз, написанный смывающейся краской, который значительно позже переписывается начисто красками с палитры культуры и интеллекта.

Очевидно, что серьезные исследователи такого не менее серьезного предмета, как психология подростков, должны отмести с порога эти вульгарные представления. Стоит лишь обратиться к историографии, как некоторые мифы мгновенно рушатся. Первый из них - это идея подросткового этапа, существующая вне истории и вне времени. Те, кто разделяет подобные идеи, не осознают, что пубертат, понимаемый как половое созревание, не обязательно описывался в рамках "идеологии подросткового периода”. Подростковый этап на самом деле современное "изобретение”.

Именно это имеет в виду Контардо Каллигарис[1], говоря: "Наши подростки любят, учатся, спорят, работают. Сражаются со своими телами, которые вытягиваются и меняются. Борются со сложностями взросления в непростых условиях современной семьи. Как говорят теперь, они ищут себя и временами себя находят. Но, кроме того, им приходится бороться с подростковым периодом (переходным возрастом), созданием несколько пугающим, питаемым воображением и подростка, и родителей. Мифом, созданным в начале ХХ века, особенно набравшим силу после Второй мировой войны”.

Создав миф о "подростковом этапе”, мы вызвали к жизни и вторую проблему, куда более серьезную. Речь идет о концепции, согласно которой фаза психологической трансформации, пора взросления, может оправдывать любые бестолковые культурные эксперименты и даже недостаток интеллектуального развития. Если придерживаться этой точки зрения, молодой человек свободен осваивать самый разнообразный культурный опыт, в том числе отказываться от преждевременной "интеллектуализации”. В принципе, будь наше общество идеальным, это не представляло бы никакой проблемы. Молодому человеку контакт с различными культурными течениями мог бы принести пользу, мог бы способствовать расширению его горизонтов.

Но в том-то и дело, что мы живем не в идеальном обществе. Мы живем в обществе, ориентированном на потребление кича. А подросток оказывается наивной и почти беззащитной жертвой капиталистической культурной индустрии, которая не требует ни рассуждений, ни интеллектуальных усилий.

Оглупление молодежи

В рамках культуры, производимой в промышленных масштабах, когда речь заходит о "современных” подростках, молодежи "глобально-цифровой эры”, сразу возникает образ персонажа, напрочь лишенного элементарного критического мышления. Ведь тому, кто находится в "стадии трансформации”, можно все: от танцев под безграмотные песни Мистера Катра[2] до просиживания часами перед телеэкраном и поглощения пошлых мелодраматических сериалов (в 18, 19, 20, 21 и 22 часа); от потребления бесконечных кассовых голливудских блокбастеров до того, чтобы "болеть” за жертв клинического идиотизма из экипажа "корабля дураков” реалити-шоу, - все это только "этап”, это они еще "перерастут”. На самом деле, в катехизисе капитализма, написанном для юных потребителей, выражение "наслаждаться молодостью” - это синоним выражения "тупо тусоваться”.

При этом представители индустрии культуры, в отличие от большинства родителей, оценили значение мифа о современном подростке. Оставляя эмоциональные кризисы, характерные, как принято считать, для этого периода, на откуп психологам и психоаналитикам, они силой "запихивают нам в глотку” стереотип подростка - тупого животного, никчемного бесчувственного юнца. Чтение презирается как "школьное занудство”, пошлые песенки типа "Эз май лави”[3] выдаются за поэзию - как будто непреходящую ценность может иметь нечто столь низкосортное и примитивное, словно оно создано в творческом порыве колонией анаэробных бактерий.

В мире музыки появляется формула для взращивания звезд под названием "Boys Band”[4] - лихо отплясывающие смазливые мальчики, поющие песенки с припевом слаще, чем малиновый сироп. Они запросто становятся любимцами девочек, едва-едва освоившихся с тем, что у них регулярно наступают месячные. Имеются также поп-певицы уровня Бритни Спирс и Майли Сайрус, которые "вдохновляют” целое поколение своим "талантом” провоцировать скандалы, профессионально используемые для маскировки недостатка вокальных данных и неспособности точно попадать в ноты - вещей совершенно неприемлемых для тех, у кого есть хотя бы минимальные представления о музыке...

Гонения на ум

Подобное прекраснодушие не способно, однако, скрыть культурный упадок, проистекающий из всего вышесказанного. Молодежь потребляет телепрограммы и тексты песен, которые повышают и без того заметный уровень функциональной неграмотности бразильского общества. И мало того. Начинается травля тех, кто сопротивляется стереотипу оглупления молодежи. Если, к примеру, молодой человек принимается разбирать классические партитуры, он тут же становится "ненормальным”, "чудиком”, ведь все его друзья, играющие на том же инструменте, извлекают аккорды, напевая песни, в которых рифмуется "любовь” и "кровь” или пересчитываются "звезды в небе, за которыми я отправлюсь”. Нельзя не упомянуть также произведения, где фигурируют "матросы и солдаты, которые не женаты” - эти герои постмодернистской трагедии интеллектуалов. Так же, если подросток начинает читать Машаду ди Ассиза или Жозе де Аленкара, под чудесным воздействием природного ума, бесконтрольно толкающего его к познанию, то на людях он должен вести себя осторожно. Подобная неординарность в выборе бразильской литературы для самостоятельного чтения не в рамках обязательной школьной программы и не для подготовки к экзаменам может повлечь за собой насмешки и унижение, начиная от эпитетов "зануда” и "ботаник”, прозвищ которыми не станет гордиться ни один подросток, доходя, в худшем случае, до крайних проявлений детско-подростковой агрессии, выражающейся в насильственных действиях в отношении юного интеллектуала. А если этот самый подросток позволит себе читать книги по философии, это уже грозит самостоятельным мышлением. И не удивительно было бы, если б его родители, одураченные мифом о современных подростках, попытались пресечь это в судебном порядке, по возможности отправив юношу на принудительное психиатрическое лечение, где его спасли бы от любых философских размышлений.

Вот такое нам грозит будущее. В функционально неграмотном обществе быть умным в подростковом возрасте становится "преступлением”. Стало быть, любые проявления ума должны быть преследуемы и наказуемы, дабы, дисциплинируя тело и рассудок, предотвратить разрушение оков, которые одни только спасают нас от "бунта носителей культуры” против технологии конвейерного производства душ, выстроившей тюрьму, фундаментом которой стал миф о современном подростке.

…. Мне лично хочется верить, что секрет - в отказе от шаблонов. Разрушение оглупляющего стереотипного представления о подростках в современном мире может произойти благодаря пониманию философского смысла этого мифа, особенно в его связи с культурной индустрией. На самом деле, не существует никаких препятствий для того, чтобы молодой человек проявился как юное дарование в области искусства или науки - хотя в последней это случается крайне редко. Нужно иметь в виду, что, если ты подросток, это вовсе не значит, что у тебя стоит штамп в паспорте, санкционирующий безнаказанное поглощение всякого культурного мусора, ведь не думаем же мы, будто мозг подростка пребывает в состоянии атрофии вплоть до совершеннолетия. Наоборот, необходимо, чтобы родители осознали то, о чем философы твердят веками: талант, критический взгляд и хороший вкус не зависят от биологического возраста. Более того, чем раньше будут достигнуты эти вершины, тем лучше для молодежи и для общества, которое именно на юных возлагает свои надежды на будущее культуры. Будущее более достойное. Более мудрое.

[1] Контардо Каллигарис - итальянский писатель, драматург и психоаналитик, обосновавшийся в Бразилии. Колумнист газеты "Фолья ди Сан-Паулу”, автор книги "Подростковый период”. (Здесь и далее - прим. перев.)
[2] Мистер Катра - сценический псевдоним современного бразильского композитора и певца, настоящее имя которого - Вагнер Домингес Коста.
[3] "Ex-my love” - популярная песня Велозу Диаса, в которой все слова на португальском языке и только начало припева звучит так: "Эз май лави”.
[4] "Мальчиковые группы”, ансамбли, состоящие из мальчиков.

* * *

Вот где-то так. Текста, имена "умных" авторов и кумиров могут меняться, однако суть остаётся без изменений. Пока есть время....
18-06-2017, 13:25
Скандальное интервью Одессита ополченца !
30-04-2016, 11:09
Неправомерно осужденный американец вышел из тюрьмы спустя 41 год
5-02-2017, 18:34
В США школьники побили сверстника за бейсболку с пропрезидентским слоганом

Добавьте комментарий

  • Смайлы и люди
    Животные и природа
    Еда и напитки
    Активность
    Путешествия и места
    Предметы
    Символы
    Флаги
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх