Разговоры с множеством менеджеров, коллегами из компании McKinsey, профессорами, а также разнообразные впечатления вовсе не однозначны, вернее, они противоречивы. Хотя ВВП третий год подряд снижается, не возникает ощущения, что кризис занимает прочные позиции в обоих крупных городах. В магазинах полно товаров, особенно класса «премиум». В ресторанах редко можно найти свободные места. Пробки в Москве — из аэропорта Домодедово до Кремля — кажутся бесконечными, если вспомнить 2 часа потерянного в них времени.
Некоторые впечатления следует высветить:
Телевидение рассказывает о победах в Сирии и визитах высокопоставленных политиков из Турции, Сирии и Ирана. Путин — всюду. «Благосклонный» президент каждый день появляется в очень благоприятных кадрах. Результат следующих президентских выборов практически известен. Очень вероятно, что Путин будет править еще шесть лет.
Ситуация в Восточной Украине нестабильна и, пожалуй, ее устойчивое урегулирование невозможно обеспечить даже при помощи бригады ОБСЕ. Крым навсегда принадлежит России, в конце концов, там люди за это проголосовали. Соглашения Минск II не могут быть реализованы, поскольку на Украине возникла не очень стабильная система.
Считается, что политическое руководство очень коррумпировано. Традиционные отношения русских и украинцев понесли огромный ущерб.
В России заняты формированием Евразийского союза, который когда-нибудь должен быть на равных с ЕС, а затем создать зону свободной торговли от Лиссабона до Владивостока.
Описанные впечатления соответствуют картине страны, которая живет без внутренних противоречий и в которой президента одобряют 80% населения.
Впрочем, дополнением к такой картине должны стать тревожные сигналы: Сталин считается самой популярной личностью в истории России (победитель в Великой Отечественной войне, человек, который наладил электрификацию, наставник, который учил всех россиян читать и писать. О его жертвах слышно мало).
Западные атаки на российскую систему допинга игнорируются как пропаганда. Увольнение вице-премьера Виталия Мутко, который на Западе воспринимается как главный кукловод в российской допинг-системе, считается немыслимой.
Россия обращается вовнутрь. Все больше западных профессоров и студентов вернулись домой. Происходит концентрация на российских или центральноазиатских профессорах и студентах.
Россия страдает от дефицита населения. Более 100 лет назад почти 10% мирового населения проживали в Российской империи (включая Польшу и Финляндию). В то время как США, Европа и Китай демонстрируют взрывной рост, в современной России проживает столько же людей, сколько их было до начала Первой мировой войны (140 миллионов) или около 2% мирового населения. В особенности отъезд хорошо образованных выпускников ВУЗов в США, Израиль, Великобританию и Германию привел к большой нехватке кадров.
Отношение к Германии в некоторой степени удовлетворительное. Впрочем, согласно опросам, сегодня где-то около 30% россиян говорят, что они воспринимают Германию как привлекательного соседа. До введения санкций так считали 70% россиян. Там часто цитируют метафору министра Габриэля о «соседе» Россия.
Мне не было дано — и в этот раз — понять русскую душу, хотя у меня создалось впечатление, что Россия — миролюбивая нация. В ее ДНК явно вошли столетней давности нападения монголов, шведов, французов и немцев, которые порождают в русских глубокий страх перед расширением НАТО. Я вернулся с абсолютно смешанными чувствами, я ни в коем случае не считаю себя тем, «кто понимает русских», однако с большим удовольствием наблюдаю за экономическим и культурным обменом.
Герберт Хенцлер — один из самых известных немецких экспертов по управленческому консалтингу, который долгое время работал в международной консалтинговой компании McKinsey. Он является членом многочисленных комитетов и наблюдательных советов. Хенцлер неоднократно консультировал правительство Баварии.