Ситуация с Донбассом (так будем называть для кратности Отдельные районы Донецкой и Луганской областей) иная. Он находится на остроте внутреннего украинского конфликта и внешнего противостояния Россия – Запад. Его значение принципиально для всех участников, а масштабы – не сравнимы с другими.
И, главное, все основные участники конфликта – Украина, Россия, консолидированный Запад в лице США и ЕС – так или иначе, но совершенно чётко, заявили о своём стремлении добиться возврата Донбасса в состав Украины. Против только население неподконтрольных территорий, но возможностей для проведения собственной политики у него нет.
Итак, главная тенденция – основные игроки хотя вернуть Донбасс Украине.
В этих условиях нахождение между ними компромисса – только вопрос времени, дипломатии и взаимных уступок.
Сейчас нежизнеспособность Минских соглашений стала понятна даже для их инициаторов. Переговоры по Донбассу всё больше смещаются в сторону формата Нормандской четвёрки, а ещё больше – в плоскость двухсторонних неформальных консультаций между лидерами и чиновниками, с одной стороны, России, с другой – США, Германии и Франции. Причём главная обсуждаемая тема – введение на Донбасс международного вооружённого миротворческого контингента.
Политологи многого ожидают от возможной в июле встречи президентов Дональда Трампа и Владимира Путина в Вене. Предполагается, что украинский вопрос будет на ней одним из основных, и что США и Россия намерены прийти к финальным договоренностям по формату урегулирования на Донбассе.
В качестве базового рассматривается компромисс: введение миротворческого контингента на всю территорию (как того требуют США и Киев), но после или одновременно с проведением выборов и предоставлением Донбассу особого статуса через изменения в Конституцию.
Ранее Россия предлагала ввести миротворцев только на линию разграничения. Расширение их присутствия на всю территорию она считала возможным только после проведения выборов и внесения изменений в украинскую конституцию.
Очевидно, что возможное решение будет находиться в коридоре между этими двумя крайностями.
Так или иначе, схема возврата Донбасса определена: введение миротворцев и предоставление ему особого статуса в составе Украины. Отметим, что в Минских соглашениях ни о каких миротворцах даже не упоминается.
Совершенно ясно, что в нынешней конфигурации украинской власти внесение изменений в Конституцию для предоставления особого статуса ОРДЛО невозможно. На это не способен парламент, а президент не может или не хочет прекращать вооружённый конфликт.
Получается, что введение миротворцев по времени завязано на смену президента и депутатского состава. Это вносит очень большую неопределённость. Ведь президентские и парламентские выборы в Украине запланированы, соответственно, на весну и осень 2019 года.Таким образом, раньше конца 2019 – начала 2020 годов миротворческая операция не может начаться.
Однако, очень многое зависит от целеустремлённости США. С одной стороны, Америка может заставить провести досрочные парламентские выборы и привести Петра Порошенко до конца его срока к ещё большей покорности (как удалось принудить его продвинуть вопрос Антикоррупционного суда). Или просто заставить принять изменения в Конституцию нынешнюю Раду и Порошенко, хотя трудно даже представить, какие рычаги давления понадобятся для этого.
С другой стороны, администрация Трампа может уговорить администрацию Путина на введение контингента (сначала хотя бы на линию разграничения) ещё до внесения конституционных изменений, которые всерьёз интересуют только Россию. Не большой секрет, что после очередной победы на президентских выборах Путин перестал избегать непопулярных решений своей власти.
Потеря электоральных симпатий от уступок в вопросе Донбасса для российской администрации теперь не так чувствительна. Особенно – если американцы пойдут навстречу в вопросе Крыма. А, как известно, президент Трамп уже закинул здесь удочку, упомянув, что Крым всегда был российским. И хотя это просто слова, в Кремле по печальной для его обитателей традиции это могут воспринять серьёзно.
Итак, решение по формату миротворческой миссии на Донбассе будет принято в этом году, возможно, в ближайшее время.
Реализовывать его начнут в конце 2019 – начале 2020 года, если только США не прибегнут к экстраординарному давлению на власти Украины. Тогда сроки могут сдвинуться на полгода-год вперёд – на первую половину или середину 2019-го. Это тоже возможно, поскольку в 2020 году Трампу будет не до Украины – грядут перевыборы. К этому времени ему желательно уже иметь в активе внешнеполитический успех по Украине.
В этом вопросе ограничимся самыми общими набросками.
Российский план по скрытой федерализации Украины внедрением в её состав ОРДЛО с особым статусом представляется утопичным и неосуществимым. Население отдельных районов очень невелико – его не хватит ни для изменений электоральной картины в целом по Украине, ни для формирования собственной политической силы общеукраинского уровня. Тем более, что до сих пор неясно, что, собственно, будет представлять собой этот «особый статус».
Таким образом, Донбасс или достаточно быстро ассимилируется в Украине образца 2014 года, либо будет вынужден снова восстать. Но уже в несравнимо худших условиях, чем в 2014 году. С соответственно худшими перспективами.
В проблеме Донбасса слишком много неопределённостей. Неизвестно, что такое особый статус, нет механизма его принятия, и, тем более, поддержания. Не исключено, что если Россия упрётся в этом вопросе – то возврат Донбасса будет отложен на неопределённое время.
Либо же Америка не проявит достаточной настойчивости в давлении на власти Украины - что приведёт к такому же результату.