Комментируя события тех лет, Дмитрий Медведев отмечает, что война не была неизбежной. Исторически дружественную России Грузию сделал враждебной нам президент Михаил Саакашвили, науськиваемый западными «партнерами». Грузинскую армию готовили американские военные специалисты, было поставлено вооружений на полмиллиарда долларов.
Складывается впечатление, что Саакашвили была обещана прямая военная поддержка западных стран, но те передумали, увидев жесткую реакцию ВС РФ, и оставили его разбираться самостоятельно. Закономерным итогом столкновения стал разгром грузинской армии, российские войска не дошли всего 40 километров до столицы Тбилиси, остановленные Кремлем. Дмитрий Анатольевич так комментирует свое решение десятилетней давности:
Бывший глава государства считает, что таким образом он добился успокоения западных партнеров из Европейского союза. Выбивание грузинских войск из Цхинвала, по его мнению, было достаточным. Каковы же итоги «пятидневной войны» по прошествии десяти лет?
Во-первых, на деле выяснилось, что российские Вооруженные силы тех лет были не в лучшей форме. Потери в живой силе и тем более в военной технике были достаточно высоки. По счастью, выводы были сделаны верные, началось постепенно перевооружение армии и проведение регулярных масштабных учений. Западные военные аналитики отмечают значительный рост боеспособности ВС РФ по сравнению с уровнем 2008 года.
Во-вторых, признание независимости от Москвы и ряда других государств получили Абхазия и Южная Осетия. По факту, Сухум и Цхинвал находятся в серьезной экономической зависимости от Кремля. Российские военные разместили свои базы в этих регионах на Кавказе, проводятся совместные учения для повышения уровня общей безопасности.
В-третьих, Россия таким образом получила в лице исторически дружественной Грузии врага. Нормализация отношений для Тбилиси невозможна без решения вопроса Абхазии и Южной Осетии, но «откат обратно» невозможен и для Москвы. Объективно говоря, эта ситуация была создана решением остановить войска в 40 километрах от столицы побежденного противника. Если бы дело было доведено до логического результата, на правах победителя Кремль мог добиться официального признания независимости Абхазии и Южной Осетии или иного их особого статуса с присутствием российских военных как гаранта исполнения. Но это было разменяно на «успокоение Европейского союза».
В-четвертых, закономерным итогом стал дрейф Грузии, как заведомо более слабой в военном отношении страны, чем Россия, в сторону НАТО. Грузинская армия обучается по стандартам Североатлантического альянса, принимает участие в военных операциях блока в Афганистане. Грузинские военные отметились и в маневрах с участием Украины. В НАТО высоко оценивают деятельность Тбилиси и дают понять о возможности принятия в альянс, пусть на правах неких младших партнеров, но со всеми вытекающими последствиями в виде возможности прямой военной поддержки.
Очень симптоматично, что сегодня Дмитрий Медведев пугает Грузию «страшными последствиями» вступления в НАТО. На правах победителя в 2008 году он мог принудить побежденного к капитуляции и взятию на себя обязательства сохранения внеблокового статуса.
Автор: Сергей Маржецкий