Ранее стало известно, что венгерское консульство в городе Берегово Закарпатской области предоставляет украинцам, проживающим в регионе, гражданство своей страны. Процедура сопровождается принесением клятвы, распитием бокала шампанского и рекомендациями от дипработников не сообщать о получении новых документов украинским властям.
Данный процесс оказался заснят на видео и попал в украинские СМИ. Попытки журналистов прояснить ситуацию в венгерских дипломатических учреждениях не увенчались пока успехами.
Служба безопасности Украины, пожав плечами, сообщила, что "украинское законодательство не предусматривает уголовной ответственности за двойное гражданство", и переадресовала вопрос МИД.
Министр иностранных дел Павел Климкин оказался несколько более многословным. Он предупредил, что в случае подтверждения, что данная запись не является фейковой, венгерского консула ждет высылка.
Показательным также является замечание украинского министра, что власти страны и так были в курсе активности Венгрии по предоставлению своего гражданства в Закарпатье и даже уже высказывали некие предупреждения венгерским коллегам.
Очевидно, что предупреждения эти не повлекли изменения политики Будапешта, и вообще, по мнению Климкина, консул не более чем "винтик в этой всей дипломатической конструкции".
Это означает, что киевские власти прекрасно осознают системный характер работы, которую ведет Венгрия в Закарпатье. Осознают — и при этом относятся к ней с философским спокойствием.
И действительно: наблюдается явное противоречие. С одной стороны, украинские власти демонстративно акцентируют национальную, если не сказать националистическую, тематику не только в риторике, но и в действиях. Принимают решения, откровенно ущемляющие национальные меньшинства, в том числе венгерское. Достаточно вспомнить недавний международный резонанс, который вызвало принятие Украиной закона об образовании, существенно сокращающего возможность обучения на языках нацменьшинств.
Это, в свою очередь, уже стало причиной ряда политических демаршей Будапешта, который официально настаивает на своем праве и намерении защищать венгров в Закарпатье.
Представляется, что разгадку этого парадокса можно найти, если воспринимать власти Украины не как руководство государства, а как комиссию по его ликвидации. Если смотреть на все их действия через эту призму (с максимальной выгодой для себя, с минимальными проблемами для окружающих, в первую очередь Запада, и с полным равнодушием к судьбе собственно самой страны), тогда все становится на свои места.
Все ради того, чтобы как можно меньше людей связывало бы свою жизнь с украинским государством и было готово за него бороться в случае проблем и опасностей.
В этом контексте вполне закономерной является формальная и достаточно вялая официальная реакция Киева на откровенно угрожающие украинской государственности действия Венгрии, которая, не скрываясь, примеривается к украинскому Закарпатью. Это особенно выразительно смотрится на фоне бурных киевских истерик об агрессии России и угрозах территориальной целостности, исходящих с востока.
Киев выразит дежурные опасения и, может быть, даже действительно вышлет консула. Будапешт пришлет на его место нового, который продолжит системную работу по предоставлению гражданства и усилению влияния своей страны в регионе.
А еще Венгрия будет и дальше терпеливо ждать, когда представится возможность вернуть в свой состав исторически принадлежавшие ей территории. Учитывая, как развиваются события, вряд ли это ожидание будет слишком уж долгим.