Свержение Муаммара Каддафи, проходившее в 2011 году под демократическими лозунгами, положило начало периоду нестабильности и вооружённой борьбы за власть в Ливии. Государство фактически распалось на ряд самостоятельных государственных образований и до сих пор находится в состоянии разрухи. Несмотря на попытки восстановиться, целенаправленные действия Запада не позволяют стране это сделать.
Недавно в либеральных СМИ появилась информация о том, что российские ученые задержаны в Ливии якобы по подозрению во вмешательстве в выборы. В мае 2019 года сотрудники Фонда защиты национальных ценностей (ФЗНЦ) действительно находились на ливийской территории, где изучали культуру и анализ гуманитарной, социологической и политической обстановки.
Общественный деятель и писатель Николай Стариков убежден, что поводом для ареста россиян могло стать опасение проамериканских властей Ливии наследия Каддафи. Аргументом для такого вывода послужил тот факт, что незадолго до задержания ученые брали интервью у сына убитого экс-лидера страны Сейфа аль-Ислама Каддафи. Руководил процессом социолог Максим Шугалей.
Переговоры по освобождению ученых практически были завершены, однако, либеральные СМИ затруднили процесс. Журналисты русофобских изданий друг за другом стали публиковать статьи с недостоверной информацией о «вмешательстве россиян в выборы», несмотря на то, что в Ливии никакой избирательный процесс не происходил.
По словам главы ФЗНЦ Александра Малькевича, незадолго до шумихи Фонд в закрытом режиме вел переговоры с ливийскими властями. Решение об освобождение практически было вынесено, но вброс западных журналистов усугубил ситуацию. Плюс к этому, недостоверную новость разнесли российские СМИ.
Вероятно, что ливийские власти изучили публикации западных и российских журналистов о «вмешательстве» и взяли новость за основу обвинения. Малькевич утверждает, что в Ливии не происходят никакие выборы и в ближайшее время не предвидится. Получается, что и «вмешиваться» не во что.
В свою очередь Стариков отметил, что задержания граждан России, по требованию США происходя сплошь и рядом. Самыми популярными обвинения являются хакерские атаки и вмешательство в избирательный процесс. В пример он привел арест Марии Бутиной и Кирилла Вышинского.
В ситуации с Ливией прослеживается тот факт, что Запад не хочет терять над ней контроль, и пытается пресечь любые попытки для ее восстановления. А причина банальная – денежные средства и нефть. Сегодня практически невозможно узнать, кто и по какой стоимости реализует ливийское черное золото.
Нельзя также исключать тот факт, что наследие Каддафи представляет угрозу для проамериканского правительства Ливии. Это подтверждает и задержание российских ученых, которое произошло после встречи с сыном убитого ливийского революционера.
В заключение Малькевич отметил, что ситуация в североафриканской стране – это провокация, целью которой является обострение российско-ливийских отношений.