В пятницу 23 октября в ходе заседания Валдайского клуба Владимира Путина спросили о возможности военного альянса между Россией и Китаем, и он подчеркнул теоретическую возможность такого союза.
О реакции Пекина на слова Путина пишет китайское издание South China Morning Post.
Время покажет, как наши отношения будут развиваться дальше. Пока мы не ставили перед собой этих целей, но в принципе такой возможности мы не исключаем. Так что посмотрим – высказался российский президент.
Некоторые китайские обозреватели отметили, что хотя эта идея маловероятна, даже разговор о ней может рассматриваться в качестве знака доброй воли Кремля. Официальный ответ Пекина на комментарии Путина был уклончивым, но представитель Министерства иностранных дел подчеркнул, что они «демонстрируют высокий уровень и особый характер наших двусторонних связей».
И Китай, и Россия являются объектами критики на президентских выборах в США, и Путин пытается показать, насколько прочны в этом контексте связи РФ и КНР – такое мнение высказал исследователь Шанхайской академии общественных наук Ли Лифань, связав слова российского лидера с отношениями в треугольнике Вашингтон–Москва–Пекин.
Ли Лифань добавил, что шансы на создание военного союза между Россией и Китаем по-прежнему малы, потому что это вынудит обе стороны защищать друг друга в случае нападения. Он также отметил, что Китай по-прежнему является частью Движения неприсоединения – группы из 120 развивающихся стран мира, формально не связанных ни с одним крупным военным блоком. Китай на протяжении десятилетий рассматривал такую позицию в качестве ключевого элемента своей независимой внешней политики.
По мнению профессора международных отношений Университета Жэньминь и советника Госсовета Китая Ши Иньхуна, слова Путина могут быть попыткой натравить Вашингтон и Пекин друг на друга.
Напряженность между США и Китаем сейчас настолько сильна, что возможен военный конфликт. Вероятность желания России быть союзником Китая очень мала – в основном это знак стремления РФ быть важным нейтральным игроком с целью заставить Соединенные Штаты или Китай пойти на важные уступки – подчеркнул эксперт.