Новостной обзор

Хроника специальной военной операции на утро: 25 апреля 2024
0
Самые актуальные новости Белоруссии на утро: 25 апреля 2024
35
Самые актуальные новости Казахстана на утро: 25 апреля 2024
32
Николаев, дайджест за 24.04.2024 от николаевских граждан
59
Хроника специальной военной операции на утро: 24 апреля 2024
94
Самые актуальные новости Белоруссии на утро: 24 апреля 2024
95
Самые актуальные новости Казахстана на утро: 24 апреля 2024
94

Лента новостей

08:40 25-04-2024
Глава киевского режима призвал Запад использовать свою авиацию на Украине как в Израиле
07:46 25-04-2024
США запретили посольству России возложить венки к мемориалу «Дух Эльбы»
06:48 25-04-2024
Министр обороны Польши заявил о готовности вернуть украинцев на родину
06:39 25-04-2024
Сестра Ким Чен Ына назвала южнокорейских чиновников «испуганными лающими собаками»
21:16 24-04-2024
США ужесточили санкции против нефтяного сектора Ирана
20:24 24-04-2024
Глава МИД Украины заявил, что с Западом «не все в порядке»
20:21 24-04-2024
Американская военная помощь будет отправлена на Украину в ближайшие часы – Байден
20:17 24-04-2024
Лукашенко: как использовать ядерное оружие – это наше с Путиным дело
08:17 24-04-2024
Матвиенко допустила возможность кадровых перестановок в правительстве
07:15 24-04-2024
Задержан замминистра обороны России Тимур Иванов
07:07 24-04-2024
Сенат США вслед за Палатой представителей одобрил законопроект о выделении средств Украине
21:20 23-04-2024
Молдавские власти выступили против учений миротворцев ВС РФ в Приднестровье
20:19 23-04-2024
Александр Рар: в Германии вот-вот может произойти смена правительства во главе с Шольцем
20:14 23-04-2024
В странах Европы заканчиваются деньги на пенсии и пособия
14:24 23-04-2024
Шойгу пообещал повысить интенсивность ударов по логистическим центрам ВСУ
14:03 23-04-2024
В Армении проходят массовые акции протеста против территориальных уступок Азербайджану
Все новости

ВосходИнфо » Аналитика / Прогнозы » Политика и Геополитика » Транспортный коридор «Персидский залив – Черное море»: чем он опасен России

Транспортный коридор «Персидский залив – Черное море»: чем он опасен России

Черное море превращается в арену противостояния сразу трех бывших империй: Османской, Российской и Персидской. В борьбу за транзитные потоки из Азии в Европу между Анкарой и Москвой теперь готов вступить и Тегеран.

Напомним, что Россия является ключевым участником проекта международного транспортного коридора «Север-Юг», который должен соединить Индию через Иран и Каспий со странами Балтики. Этот маршрут призван стать одной из альтернатив популярному водному пути через Суэцкий канал, который недавно оказался неожиданно для многих закупоренным гигантским сухогрузом.
 
Турция же планирует оседлать так называемый «Средний коридор» на пути из Китая в Европу через страны Средней Азии. Реализация этих планов Анкары стала возможной после того, как Азербайджан при военной помощи с ее стороны разгромил Ереван в Нагорном Карабахе и добился открытия сухопутного коридора через армянскую территорию, соединяющего союзные тюркоязычные страны и дающего туркам выход на Каспийское море.

Несмотря на то, что Иран является полноправным участником проекта «Север-Юг», в настоящее время Тегеран активизировался в направлении реализации собственного инфраструктурного проекта, который пойдет в обход и России, и Турции, и Азербайджана. Данная инициатива соединить единым транспортным коридором Персидский залив и Черное море с дальнейшим выходом в Европу была озвучена иранскими властями еще в 2017 году. Что же она собой представляет, и каковы реальные перспективы этого «Персидского маршрута»?

Первоначально Тегеран рассматривал два варианта транзита через Закавказье: через Азербайджан на черноморское побережье Грузии либо через Армению также в грузинские порты. Россия из данной схемы исключалась автоматически из-за политических проблем между Тбилиси и Москвой по поводу статуса Абхазии и Южной Осетии. Однако вариант с транзитом через Азербайджан Иран, судя по всему, уже для себя исключил из-за тесного сближения Баку с Анкарой. Целью Тегерана является создание альтернативы инфраструктурным проектам Турции, а не увеличение геополитической зависимости от нее.

По этой причине Исламская Республика делает ставку не на Азербайджан, а на Армению как страну-транзитера. Для этого Ереван должен окончательно ввести в строй автомагистраль «Север-Юг», которая проходит через всю страну и соединяет обе ее границы.
 
Далее контейнерные грузы направятся в грузинский порт Поти на Черном море. Оттуда сухогрузы пойдут в Болгарию, где София уже дала предварительное согласие сделать Бургас и Варну точками входа «Персидского маршрута». Более того, власти этой страны даже готовы вложиться в строительство специальных терминалов. Из болгарских портов китайским товарам открывается прямой путь в Грецию и Италию. Иначе говоря, Иран намерен стать крупным транзитным хабом, получив доступ к рынкам Юго-Восточной Европы. Это стало особенно актуальным после того, как Пекин объявил о готовности вложить в Исламскую Республику 400 миллиардов долларов в ближайшие 25 лет.

Для нашей страны это не очень хорошие новости. «Персидский маршрут» в два с лишним раза короче, чем путь через Суэцкий канал, а доставка грузовых контейнеров - существенно дешевле. Проект «Север-Юг» с участием России реализуется слишком медленно, и потому Тегеран может привлечь в него также Индию, Оман и в перспективе даже Ирак с Сирией. Несколько дней назад в иранской столице прошла встреча представителей Армении, Болгарии, Греции и Грузии, по результатам которой было объявлено, что транспортный коридор «Персидский залив-Черное море» будет запущен в самое ближайшее время. Глава министерства инфраструктуры ИРИ Амин Тарафо заявил:

Учитывая его экономическую эффективность и безопасность, запуск этого коридора ускорит азиатскую торговлю с Европой и создаст ещë большую привязку транзита к региональной и международной торговле между Ираном, странами Южного Кавказа и Черного моря.

Если у Тегерана все получится, это будет серьезным ударом одновременно по амбициям и России, и Турции с Азербайджаном. Значение нашей страны на Черном море как крупного логистического хаба резко снизится, при этом уменьшится и грузопоток, идущий через азербайджанскую и турецкую территорию. Как отмечают эксперты, это для перевозчиков просто быстрее, дешевле и безопаснее. Не секрет, что иранские грузовики и автобусы, следующие транзитом, там периодически «случайно» загораются. Ставка Тегерана на Армению помогла бы несколько усилить ее пошатнувшиеся после военного разгрома геополитические позиции.

Однако все не так просто, как хотелось бы иранским властям. Давайте поговорим и о возможных «подводных камнях».

Во-первых, следует учитывать, что между Баку и Ереваном нет мира, а есть лишь перемирие, которое может быть нарушено в любой момент. Вопрос Нагорного Карабаха еще окончательно не закрыт, и в случае начала второго раунда войны за его остатки нормальный транзит грузопотоков через армянскую территорию явно будет закрыт или затруднен.

Во-вторых, Тегерану не стоит забывать, что все остальные его потенциальные партнеры по данному инфраструктурному проекту являются «вассалами» США. Это и Грузия, и Болгария, и Греция с Италией. Достаточно исключить любое звено из этой логистической цепи, и она вся рассыплется. А сделать это очень просто, довольно посмотреть на то, что происходит в настоящее время у России с совсем еще недавно дружественной Чехией. Достаточно одной провокации, в которой будут обвинены иранские спецслужбы, и Тбилиси либо София приостановят сотрудничество с Исламской Республике, несмотря на то, что это означает для них большую упущенную выгоду. Пример «Южного потока», который в ущерб себе фактически похоронила Болгария, не даст соврать.

Вероятнее всего, Вашингтон сперва даст иранцам и китайцам возможность вложиться в этот инфраструктурный проект, как «Газпром» с его «Северным потоком-2», а после начнет вставлять палки ему в колеса, вынуждая постоянно искать какие-то варианты решения проблем и повышая издержки инвесторов.

9-04-2021, 14:56
Канал «Евразия»: России нужно соединить Каспий с Азовским морем
8-08-2016, 11:20
Иран и Россия создадут конкурента Суэцкому каналу
14-11-2017, 09:17
Россия превратит Каспий в магистраль до Индии

Добавьте комментарий

  • Смайлы и люди
    Животные и природа
    Еда и напитки
    Активность
    Путешествия и места
    Предметы
    Символы
    Флаги
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх