Новостной обзор

Самые актуальные новости Белоруссии на утро 23 сентября 2021
28
Новороссия сегодня 22 сентября 2021
92
Бывшая УССР: главные события дня 22 сентября 2021
63
Главные события ближнего зарубежья: 22 сентября 2021
82
Борьба с чиновничьим беспределом в России: 22 сентября 2021
69
США, Европа: главные новости к этому часу 22 сентября 2021
75
Россия: главные новости к этому часу 22 сентября 2021
84

Лента новостей

08:07 23-09-2021
Арктика заходит в Сибирь. Экономически и культурно
07:33 23-09-2021
В МИД САР потребовали от Эрдогана незамедлительного вывода турецких войск из Сирии
07:23 23-09-2021
Поствыборные хроники. Новосибирская область
07:17 23-09-2021
Трагедия в Туве
07:01 23-09-2021
Зеленский: ООН сегодня - это супергерой на пенсии
06:56 23-09-2021
Министр обороны Франции: Мы не будем выходить из состава НАТО
06:51 23-09-2021
Талибы обвинили США в нарушении Женевской конвенции в тюрьме Баграма
20:55 22-09-2021
В Петербурге отменили результаты голосования на двух участках
16:58 22-09-2021
Командующий воздушно-космической обороной США назвал главный вызов для своей страны
16:29 22-09-2021
Понятно, откуда ноги растут: Пригожин ответил на вопрос о Гоголине
16:22 22-09-2021
Турция ввела в Сирию дополнительный военный контингент
16:17 22-09-2021
Кирилл Полухин отличился хорошей игрой в фильме «Шугалей-3. Возвращение»
14:40 22-09-2021
Беглову не избежать проблем после обновления питерского ЗакСа
14:24 22-09-2021
Иран стягивает крупные силы к азербайджанской границе
13:12 22-09-2021
В Петербурге не хотят признавать результаты выборов в ЗакС
12:43 22-09-2021
Зеленского поймали на лжи фразой из фильма «Место встречи изменить нельзя»
Все новости

ВосходИнфо » Аналитика / Прогнозы » Политика и Геополитика » После окончания строительства СП-2 Путин сможет поставить вопрос Донбасса ребром

После окончания строительства СП-2 Путин сможет поставить вопрос Донбасса ребром

На фоне всех последних событий кажется, что «Северный поток-2» был всегда. Как и проблемы с ним связанные. Но это далеко не так. Сейчас многие забывают, что проект СП-2 стартовал лишь в феврале 2017-го, когда компания Nord Stream 2 AG (100% акций принадлежат ПАО «Газпром») подписала договор со швейцарской компанией Allseas, владеющей уникальными судами-трубоукладчиками, на прокладку подводной части газопровода.

В апреле 2017 года в проект в равных долях (по 1 млрд. евро каждая) вошли еще пять европейских компаний – французская ENGIE, австрийская OMV, британо-голландская Royal Dutch Shell и две немецкие Uniper и Wintershall, подписавшие с Nord Stream 2 AG соглашение о долгосрочном финансировании проекта в соотношении 50/50. И лишь после этого в сентябре 2018-го первые трубы легли на дно Финского залива.

Скоро будет 3 года, как деньги европейских партнеров, равно как и «Газпрома», похоронены на дне Балтийского моря. Общая стоимость проекта около 11 млрд. долл. Причем денег «Газпрома» там только 5,5 млрд. долл, еще столько же европейских партнеров, и еще 5 млрд. долл. вложены ими в наземную инфраструктуру проекта (каждая страна платит сама за себя), чехи уже закончили свое наземное продолжение СП-2, австрийцы тоже, немцы заканчивают, осталась сущая ерунда! Такая же ерунда осталась и на подводной морской части маршрута (к моменту, когда я пишу эти строки, чуть более 100 км, на датском и на немецком участках суммарно).

А на момент 2014 года никакого СП-2 не было и в помине. Мощностей имевшихся на тот момент СП-1 (проектная мощность 55 млрд. кубов/год), украинской ГТС (142,5 млрд. кубов/год) и газопровода «Ямал-ЕС» (32,9 млрд. кубов/год) вполне хватало, чтобы выполнять все обязательства «Газпрома» перед своими европейскими потребителями. С одной лишь поправочкой – Польша и Украина всячески препятствовали модернизации своих ГТС (Польша под влиянием американских друзей, а Украина, тогда еще с Януковичем, торгуясь с РФ, кто эту модернизацию будет проводить и за чей счет).
 
В результате появились идеи обходных Украину и Польшу маршрутов – «Южного потока» и СП-2. Но «Южный поток» стараниями Болгарии, стоящей под дулом США, был похоронен. Нам еще повезло, что Эрдоган тогда вовремя подсуетился и на смену «Южному потоку» возник «Турецкий», мощностью 31,5 млрд. кубов газа в год, половина из которых идет в Турцию, половина в Южную Европу (Болгария теперь кусает губы, но поздно – ее поезд безвозвратно ушел). Проблемы же с СП-2 остались. И Донбасс стал заложником этих проблем.

Почему Донбасс попал в зависимость от СП-2
Уже после начала строительства Крымского моста стало ясно, что Путин не имеет планов захвата всей Украины, он бы и Донбасс по возможности не брал, ограничившись лишь Крымом, но так уж получилось – народ восстал, пришлось брать его под защиту и перехватывать управление на себя.
 
Если бы после Дебальцева Украина пошла на выполнение Минска-2, то может никакого СП-2 строить бы и не пришлось, пропускной мощности украинской ГТС вполне хватало, чтобы «Газпром» мог выполнить свои договорные обязательства перед европейскими заказчиками. Но Порошенко, а затем и пришедший ему на смену Зеленский всячески саботировали выполнение минских договоренностей и как элемент давления на них и возник СП-2, в надежде, что когда содержание Украины полностью ляжет на плечи ее заокеанских кураторов, и она, и они станут посговорчивее.

Пока же из бюджета РФ на это в период с 2020 по 2024 годы должно уйти минимум 7,2 млрд. долл., как оплата за транзит российского газа через украинскую ГТС. И то эта сумма стала поменьше, до запуска «Турецкого потока» на полную мощность РФ отстегивала на нужды Украины по 2-3 млрд. долл. ежегодно. Сравните эти цифры с затратами «Газпрома» на строительство СП-2, чтобы понять ничтожность этих затрат и не ставить «Газпром» в зависимость от реализации этого проекта. В нем больше заинтересована ФРГ, которая после этого становится крупнейшим газовым хабом в Европе, и Украина, которая, наоборот, с его запуском теряет гарантированные доходы. Для России же его значение носит, скорее, не экономический, а политический характер. С пуском СП-2 ее руки будут развязаны, и тогда она сможет разрешить кровоточащую проблему Донбасса, который стал заложником газоснабжения ЕС.

Не забываем, что на момент 2014 года бюджет РФ был экспортно-ориентированным и на 51% формировался за счет продажи углеводородов. Надо признать правду в словах 44-го президента США Барака Обамы, Россия в 2014 году «была бензоколонкой Европы». Образно, конечно. Мы поставляли туда даже не бензин или дизтопливо, а сырье для производства оных (сырую нефть), а также газ для электрогенерирующих и теплогенерирующих мощностей ЕС, т.е. другими словами, мы поставляли углеводороды.
 
Европа на 36% зависела от них, а мы на 51% зависели от доходов от этого экспорта (доля нефтегазовых доходов в доходе бюджета РФ в 2014 году достигла своего максимума и остановилась на отметке в 51,3%). Перекрыть основной источник поступления средств в бюджет Кремль не мог, поэтому вынужденно втянулся в бесконечную канитель выполнения Украиной Минска-2, подводя ее к самостоятельному выходу из него, после чего руки у Москвы были бы развязаны. Но Украина до сих пор тянет кота за хвост, ни «да», ни «нет» не говоря, выставляя все новые невыполнимые требования. В этой ситуации Кремль оказался стреножен в решении вопросов Донбасса, и именно поэтому в 2017 году и стартовал СП-2.

Но как это объяснить жителям ЛДНР, уже 7-й год живущим в подвешенном состоянии между небом и землей? Там ситуация просто аховая. По понятным причинам многие предприятия там остановлены, сбыта нет, продукция не востребована. Те немногие предприятия, что работают, платить высокие зарплаты своим сотрудникам не в состоянии, тоже по известным причинам. А цены на продукты там сравнимые с московскими, в силу того, что все они поставляются с Большой Земли. Работы нет, перспектив тоже, что, несмотря на низкие тарифы ЖКХ, приводит к массовой миграции населения, фактически к бегству.
 
Причем, что показательно, значительная часть уезжает не в РФ, что было бы естественным, а в Украину, что наводит на некоторые мысли совсем не патриотического характера (видимо, РФ совсем не заинтересована в этих людях, если создает им такие проблемы, что им легче перебраться на украинские территории при известном их отношении к установившемуся там политическому режиму, чем попытаться адаптироваться в России).
 
Люди же, отстаивающие независимость самопровозглашенных республик на фронте, тоже не понимают, за что они сражаются? Да, они защищают свои дома и своих близких, но должна бы быть хоть какая-то цель? Одно дело – независимость ЛДНР или присоединение к РФ, а совсем другое дело – сохранить все как есть или вообще присоединиться к Украине. Согласитесь, для людей, ежесекундно рискующих своими жизнями, цель, прямо скажем, мало мотивирующая, если не сказать хуже.

Даже последняя победа Кремля, когда он своими действиями фактически сорвал наступление ВСУ на Донбассе, для них выглядит пирровой победой. Они были согласны пойти в последний и решительный бой, потому что лучше ужасный конец, чем ужас без конца (тем более что ужасный конец был уготован совсем не защитникам Донбасса, а их противникам), но у Путина были другие планы на это. Это могло привести вообще к смене всей диспозиции на доске. И тогда вместе с Донбассом Путин рисковал взять себе еще пол Украины, со всеми вытекающими из этого бонусами в виде отключения от СВИФТ, экономическом эмбарго и вообще «Железном занавесе-2.0». Не слишком ли высокая цена за присоединение ЛДНР? Зачем ему такие победы?!

СП-2 вошел в финальную стадию. Окончание строительства уже в этом году
Но на фоне всей этой безнадеги у меня есть и радостные новости для этих людей. В прессу уже просачивались слухи, что строители СП-2 столкнулись с определенными трудностями при пересечении ими нитки СП-1 (СП-2 в двух местах пересекает СП-1, первое пересечение прошли швейцарцы, второе предстоит пройти уже российским трубоукладчикам), мол, для этого нужны суда для насыпки грунта и камней в точке пересечения, а их нет (иностранцы боятся, надо гнать свои). Так вот сообщаю, ничего этого не нужно, все уже насыпано заранее, когда ТУБ «Фортуна» и КМТУС «Академик Черский» подойдут к этой точке, они ее пройдут, даже не заметив.

Другим препятствием проекта стали иски двух немецких экологических организаций Deutsche Umwelthilfe (DUH) и Союза охраны природы и биоразнообразия (NABU) к Nord Stream 2 AG, оспаривающие разрешение, выданное ему немецким Федеральным агентством морского и гидрографического управления (BSH) на достройку незавершенного участка газопровода в исключительной экономической зоне Германии по причине, что он «несет угрозу морской природе и фауне, и разрушает среду обитания птиц на морском дне площадью свыше 16-ти футбольных полей». Первый раз слышу, чтобы птицы обитали на морском дне! Ну, да ладно, спишем это на погрешности перевода. BSH уже отклоняло эти претензии, сочтя их беспочвенными. Теперь эти две организации обратились в административный суд Гамбурга. На время рассмотрения иска BSH вынуждено было приостановить действие разрешения на прокладку незавершенного участка газопровода.

Все злопыхатели проекта в Украине, Польше, Прибалтике и США уже радостно побросали в воздух свои чепчики, а их немецкие экологические прокладки, подсчитывая денежки, сказочным образом вдруг посыпавшиеся на их счета от заокеанских грантов, только жмурились от смущения и говорили: «Ну, что вы, право? Это наша обязанность! Мы спать не можем, думая, как там наши птички будут какать, сидя на российской газовой трубе?!». Спешу их разочаровать. Решение немецкого регулятора BSH о временной приостановке работ в германской СЭЗ на основании очередного судебного иска немецких экологов до конца мая для ведущихся сегодня работ не имеют значения, так как работы сейчас проводятся в датской СЭЗ. Скорее всего, Nord Stream 2 AG даже тратиться на опротестование исковых требований NABU не будет, потому что запрет действует только до конца мая.

По состоянию на 3 мая трубоукладочной барже «Фортуна» в датских водах осталось проложить еще 8,4 км, а это работы дней на десять при хорошей погоде. Краново-монтажному трубоукладочному судну «Академик Черский» вообще до границ Германии еще пахать и пахать – 66,6 км. В немецкой свободной экономической зоне «Фортуне» останется дотянуть 13,6 км, а «Академику Черскому» – 14,4 км. Пока единственным препятствием для их работы выступает только плохая погода.

Дело в том, что при усилении ветра свыше 10 м/с для «Черского» и свыше 8 м/с для «Фортуны» им приходится сбрасывать трубу, чтобы не привести к аварии. Швейцарский «Pioneering Spirit» мог работать при скорости ветра 6 м/с, не снижая скорости прокладки (максимальная для него была – 4,8 км/сутки) и трубу вообще не сбрасывал. При этом надо учитывать, что на подъем трубы у «Черского» уходит 12 часов, у «Фортуны» почти сутки (от момента начала операции по зацепке до начала движения по укладке).
 
Кроме того, на скорость прокладки существенно влияет еще и высота волны (волнение моря), я уже не говорю про глубину и рельеф дна, направление ветра, курс к волне, скорость течения, плотность воды и наличие плавучих водорослей. Этой весной с погодой в месте укладки – беда. Местные не припомнят такой частоты штормового ветра в апреле на померанском взморье. Если бы погодные условия позволяли, то «Академик Черский» способен класть до 3,15 км/сутки (при скорости ветра не более 4 м/с), а «Фортуна» до 1,21 км/сутки (при ветре не более 3 м/с). При увеличении скорости ветра скорость прокладки естественно падает.

Но как бы там ни было, в этом году мы СП-2 закончим. По «Академику Черскому» расчетное время окончания работ – 30 июня, по «Фортуне» – на 15 дней раньше, 15 июня. Когда там у нас встреча Путина и Байдена намечается? Вторая половина июня? Думаю, к этому моменту успеют. Что добавит козырей в переговорную корзину Владимиру Владимировичу. После чего вопрос Донбасса он сможет поставить ребром – либо подопечные Байдена официально выходят из Минска-2, что позволит Москве признать самопровозглашенные республики, либо возможны варианты. Какие? Я думаю, еще до 2024 года судьба Донбасса будет решена и не в пользу Украины. С окончанием прокладки СП-2 руки у Кремля будут развязаны. На этом у меня всё.

29-11-2020, 19:00
Оператор строительства Nord Stream 2 AG продолжит укладку газопровода в декабре 2020 года
21-06-2017, 14:34
Сжиженный газ и разжижение мозга
11-12-2018, 08:12
Очередная попытка сорвать строительство «Северного потока» опять провалилась

Добавьте комментарий

  • Смайлы и люди
    Животные и природа
    Еда и напитки
    Активность
    Путешествия и места
    Предметы
    Символы
    Флаги
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх