Китайская индустриальная и финансовая мощь, прикрытая российским стратегическим ядерным зонтиком, могла сформировать ничем не перебиваемый козырь в глобальной партии с США за мировое господство.
Отсюда же обычно вытекало определение ключевого идентификатора. Пока Россия с Китаем непосредственный союзный военный договор не подпишут, американская гегемония останется нерушимой. Соединенные Штаты в военном смысле гарантированно превосходят КНР, а в финансово-экономическом на полтора порядка превышают РФ. А Москва с Пекином, мол, такой договор не подпишут по одной простой причине – он не может иметь равнозначной и равновыгодной формы.
Допустим, теоретически, что Пекин и Москва военный союз заключили, дальше что? У России нет никаких политических или экономических интересов в Южно-Китайском море, в то время как для Китая этот регион носит стратегический характер. В том числе по причине наличия там нетронутых огромных нефтегазовых запасов, необходимых растущей китайской экономике. Ради чего тогда России исполнять союзнические военные обязательства, случись у Китая война за контроль над ЮВА с Соединенными Штатами? Чтобы Китай достиг своих интересов? А что получит Россия? Ничего? Смысл?
Точно также в обратном направлении. Вступление КНР в войну между НАТО и РФ, в случае ее возникновения, прямо бьет по стратегическим интересам Пекина, экономика которого критично завязана на экспорт производимых в Китае товаров и услуг на американский и европейский потребительский рынки. Поэтому, мол, раз интересы двух стран столь критично не совпадают, то и военный союз между ними невозможен тоже. Пока нет союза, каждый сам за себя, а США продолжают доминировать над обоими конкурентами.
Однако совместное заявление президента России Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина 28 июня по поводу 20-него юбилея российско-китайского Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, подписанного 16 июля 2001 года, показало, что описанная выше концепция верна и самодостаточна исключительно в западной системе мировоззрения, что ни в коей мере не дает основания полагать ее единственно возможным вариантом.
Как следует из текста Совместного российско-китайского заявления, концепция глобального мироустройства может быть принципиально иной. Изначально не нацеленной на какой бы то ни было захват единоличной гегемонии. Наоборот, основанной на соблюдении принципов многополярности, то есть признания прав всех стран на интересы, в условиях единой и всеобще обязательной системы фундаментальных норм, ценностей и правил. В рамках которых стороны могут, и обязаны свои разногласия разрешать через мирные переговоры при обеспечении обоюдовыгодных интересов.
Это главное ключевое отличие российского и китайского мировоззрения от безоговорочно эгоцентричного подхода коллективного Запада. Это же дает ответ на вопрос, почему российско-китайское сближение и продленный Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между двумя странами не несет никому никакой угрозы, в то время как стремление США «вернуть мир к состоянию 90х годов ХХ века», наоборот, неизбежно ведет к большой войне.
В любом случае, ты, или добровольная колония Америки, или все равно колония, но уже после сокрушительного военного разгрома, обремененная долгами «для компенсации американских расходов на войну».
Во главу угла нового мироустройства ставится нерушимость общих, одинаковых для всех, базовых принципов. Приверженность которым и является тем объединяющим фундаментом, на котором Москва и Пекин намерены в дальнейшем строить отношения, как между собой, так и с остальным мировым сообществом. И это куда прочнее любого формального военного союза. Потому что не носит конъюнктурного характера, свободно от идеологизации, предполагает всеобъемлющий учет интересов партнера и невмешательство во внутренние дела друг друга, самодостаточно и не направлено против третьих стран. Тем самым фактически являясь моделью международных отношений нового типа.
А самое главное, такая модель лишает США перспективы попытаться разрешить свои внутренние, в том числе финансово-экономические проблемы через развязывание очередной большой войны. Тем более, в формате, имевшем место два прошлых раза, когда на фронте воевали другие, а Америка лишь наживалась на поставках оружия. И потом устанавливала, в свою пользу, правила раздела трофеев. Об этом хорошо сказано экспертами в передаче телеканала «Царьград» по афганской тематике.
Вполне ожидаемо, коллективный Запад такое сближение России и Китая встретит, мягко скажем, с большим недовольством. Особенно четвертый раздел совместного Заявления, где говорится о намерении сторон активно расширять не только экономическое, но и военно-техническое и прямое военное сотрудничество. В том числе, в виде расширения программы совместной боевой подготовки и сотрудничества в области подготовки военных кадров.
Последнее особенно важно, так как открывает возможность к вступлению в новую конструкцию глобального мира для Австралии, Индии, Новой Зеландии, Республики Корея и Японии.