Есть несколько набивших оскомину либеральных догм, которые усилиями учёных, журналистов и политиков превратились в крайне устойчивые идеологические установки. Одна из них — это так называемый принцип сменяемости власти.
Когда-то в начале XX века «кровавые большевики» провозгласили невиданный для феодальной тирании и буржуазной демократии принцип: полная выборность, сменяемость в любое время всех без изъятия должностных лиц и сведение их жалованья к обычной заработной плате рабочего. Правда, и они не смогли в полной мере его реализовать. Однако, думается, что и сегодня нет более насущного и более животрепещущего требования народных масс почти всех стран мира к своей власти. У обычных людей огромный запрос на то, чтобы власть была строго отделена от денег и её можно было бы контролировать простой сменой должностных лиц. С этим-то и заигрывает современная идеология сменяемости власти.
Принцип сменяемости власти, несмотря на схожесть звучания, не имеет никакого отношения к приведённой выше большевистской формуле и сводится к ограничению права народа на избрание одного и того же лица несколько раз. По примеру США многие страны внесли в свои конституции положение о недопустимости избрания на высший пост государства более чем на два срока.
Противники политического либерализма вполне обоснованно ставят этот принцип под сомнение. Во-первых, он противоречит самой демократии, так как фактически не доверяет выбору народа, ограничивает его права. Во-вторых, он противоречит общественно-историческому опыту человечества, который доказывает, что рост компетентности пропорционален количеству и качеству практики. В-третьих, он идёт вразрез с объективной необходимостью обеспечения последовательности государственной политики и общественного развития, которые на практике сильно зависят от высшего должностного лица. В-четвёртых, он ограничивает стратегическое планирование развития страны, искусственно ограничивая его одним десятилетием пребыванием у власти высшего должностного лица. Неясно также, почему этот принцип не распространяется на партии, а только на отдельных людей. Как будто группа руководителей партии не может поддаться «разврату власти» так же, как они бы поддались ему по отдельности.
Истоки принципа сменяемости власти
Если же обратиться к истории возникновения данного принципа, вскрываются подробности, которые проливают на него несколько непривычный свет. Так, конституцию и должность президента придумали американцы после победы в революционной войне за независимость в 1787 году. До этого вообще-то считалось, что у республики не должно быть единоличного главы, это было признаком как раз монархии и деспотии.
Главным фактором выживания независимой Америки в то время было формирование централизованной власти, что, в силу политических особенностей, было невозможно без учреждения сильного института главы государства. Однако американские партии, которые контролировались американским бизнесом, заключили негласное соглашение, что они не будут выдвигать на пост президента одно и то же лицо более двух раз. Смысл здесь был простой: если одна финансово-промышленная группка «купит» президента, другие имели хоть какую-то возможность его сменить. Чтобы монополия власти одних не длилась слишком долго. То есть это был своего рода компромисс «элит». Правда, политическая практика стремительно уничтожила этот замысел тем, что американские бизнесмены быстро смекнули, что можно «покупать» сразу всех кандидатов.
Вообще, многим людям пудрят мозги наукообразными объяснениями весьма приземлённых явлений. Политические теоретики на заре американской демократии напридумывали много всяких «инструментов», которые впоследствии, в реальной жизни, быстро превратились в пустые декларации и надуманные традиции. С другой стороны, искусственное внедрение этих догм в другие страны подрывало и подрывает их самостоятельное развитие.
Политическая наука в целом редко своим предметом избирает содержание политической жизни, довольствуясь спекулятивным рассуждением о тех или иных формах политических явлений. Вспомните, с каким упоением наши либералы в начале 1990-х рассказывали, что самое главное — принять «правильную конституцию», «правильные законы», как в Европе и Америке, и жизнь сразу наладится. Что это, если не тяжёлая травма от штудирования западной политологии?
Сущность демократии американского образца
Суть американской демократии состоит в том, что источником власти являются только деньги, а все её формы с «инструментами» и «принципами» — лишь блестящая мишура. Американское государство так и формировалось, как государство землевладельцев, торговцев, банкиров и бизнесменов. Народу отводилась роль безликой массы, чья «американская мечта» — выбиться в люди. Поэтому и принцип сменяемости власти служил и служит прежде всего тем, кто реально эту власть ставит и контролирует.
Кто не верит сказанному, пусть подумает, каково влияние общественности и влияние крупнейших американских корпораций на президента США? Конечно, президент в угоду общественности готов пойти на любую клоунаду: есть фастфуд, преклонять колени и т. д., — однако законы он подписывает и развязывает войны в интересах крупного бизнеса, а не рядовых американцев.
Поэтому когда в 1951 году в США была принята 22-я поправка к конституции, согласно которой один человек не может находиться на посту президента более чем два срока, она лишь узаконила требование крупного бизнеса, который был очень недоволен политикой Рузвельта. Последний, при всех его недостатках, стал первым лидером США, который не только говорил о простых американцах, но и несколько ограничил экономическую тиранию американской «элиты». Английский писатель Г. Уэллс даже отмечал, что в рузвельтовском Вашингтоне происходило то же, что в сталинской Москве: «расширение управленческого аппарата, создание ряда новых государственных регулирующих органов, организация всеобъемлющей общественной службы». Крамольные вещи по мерке американского бизнеса 1930-1940-х гг.
После принятия 22-й поправки и началась оголтелая пропаганда принципа сменяемости власти как основы демократии и цивилизованности.
В США сменяемая власть?
Никакой сменяемости власти в США никогда не было и нет сейчас. Правящие партии во власти США не меняются сотни лет, а полномочия президента весьма ограничены, он единолично не определяет ни внешнюю, ни внутреннюю политику. Какая бы партия ни приходила к власти, политика государства кардинально не меняется, несмотря на всю предвыборную болтовню. За обеими политическими партиями стоят одни и те же властные кланы, связанные с крупнейшими американскими корпорациям. Президенты, конгрессмены, губернаторы уже давно смахивают на звезд шоу-бизнеса и не похожи на компетентных управленцев. Когда же в их среде внезапно появляются люди, которые проводят хоть сколько-нибудь независимую линию в пользу народа, они или внезапно умирают, или их расстреливают таинственные психи-одиночки.
Так стоит ли нам в России слепо копировать американскую политическую модель? У нас совсем другой исторический путь и иные экономические условия.
Американцы насаждают слабым странам свои политические институты и принципы прежде всего потому, что они толком не работают и тем самым ослабляют потенциальных конкурентов.