В том, что визит украинского президента Владимира Зеленского в Вашингтон будет иметь для его страны далеко идущие и при этом вовсе не позитивные последствия, не сомневался, пожалуй, никто. Имелись также и опасения относительно того, что интенсивно проводимые комическим «главой государства» в американской столице переговоры так или иначе «аукнутся» и нашей стране. Впрочем, вряд ли кто-то предполагал, что наибольшего количества серьезных неприятностей ожидать стоит не от встречи Зеленского с главой Пентагона Ллойдом Остином, а в результате его нового контакта с министром энергетики США Дженнифер Гренхольм.
Эта энергичная дама не так давно посещала Киев и во время проходившей в ходе этой поездки «закрытой» беседы с «главой державы», по всей видимости, без всякого труда «утрясла» все интересовавшие ее ведомство на украинском направлении вопросы. Дело осталось за малым – подписанием соответствующих документов, которое и состоялось, стоило Зеленскому прибыть в Соединенные Штаты. Что это за договоренности, какое значение они будут иметь для энергетики «нэзалэжной» и ее жизни в целом, как могут отразиться на интересах и безопасности России? Попробуем разобраться в этих вопросах.
Атомные «игры» Киева
Упомянуть, прежде всего, стоит о подписанном в Вашингтоне совместном «заявлении» США и Украины о дальнейшем усилении (а также расширении, углублении и прочем) «сотрудничества в области энергетики и климата». Звучит, вроде бы, достаточно общо и безобидно, однако в данном документе есть детали, сразу вызывающие настороженность. Прежде всего – это задекларированное там намерение Киева создать «международные наблюдательные советы» на всех значимых предприятиях и объектах энергетической сферы. В соответствии с отработанной уже до совершенства «постмайданными» властями «нэзалэжной» схемой данное решение означает полную и окончательную передачу ее энергетики под абсолютный внешний контроль. Ну, а для того, чтобы ни у кого не возникало сомнений относительно того, кто именно будет этот самый контроль осуществлять, в заявлении имеется пункт о «первостепенном сотрудничестве с компаниями из США».
В том, что это вовсе не пустые слова, убеждает второй документ – «меморандум о сотрудничестве», подписи под которым при личном присутствии Зеленского поставили представители украинской НАК «Энергоатом» и американской частной корпорации Westinghouse Electric. Конкретно таковое должно выражаться в том, что заокеанские «партнеры» должны будут возвести на АЭС «нэзалэжной» пять энергоблоков, оснащенных реакторами АР 1000, имеющих мощность в примерно 1,1 гигаватт, что потребует инвестиций в объеме 30 миллиардов долларов. Вот здесь ясность полностью заканчивается и начинаются сплошные вопросы, причем весьма щекотливого свойства. Где планируется строительство, почему его на безальтернативной основе должны осуществлять американцы, а главное – откуда возьмется такая колоссальная для пустого украинского бюджета сумма? Это – еще далеко не полный их перечень.
По информации, уже озвученной офисом украинского президента, начать планируют с Хмельницкой АЭС. Это, впрочем, будет не постройка, а скорее, достройка – третий и четвертый блоки станции начали возводить еще в 1985-86 годах. По прошествии нескольких лет (в 1990 году) все работы были свернуты, при этом третий блок был готов на три четверти, а четвертый – всего на четверть. «Реанимировать» их создание решили в 2010 году и заниматься этим должна была корпорация «Росатом», что выглядело вполне закономерным и разумным хотя бы в силу того, что этому предприятию не впервой «доводить до ума» советские «атомные долгострои».
После государственного переворота на Украине данный проект, понятно, был «поставлен на паузу», а в 2016 году и вовсе полностью отменен. Два года спустя в правительстве «нжзалжной» заговорили о его возобновлении «своими силами» и даже, вроде бы, планировали ассигновать на такое важное дело 72 миллиарда гривен (около 3 миллиардов долларов) из госбюджета. Однако, по имеющейся информации, этому резко воспротивились контролеры из МВФ, назвавшие подобные затраты «неуместными» и «непозволительными» для «опекаемого» ими Киева.
Впрочем, возможно дело было в том, что «в верхах» попросту не договорились по схемам «распила» столь внушительной суммы. Так или иначе, но дело снова застопорилось. Правда, в не так давно подписанном Зеленским решении СНБО Украины, посвященном «обеспечению энергетической безопасности страны» вопрос о достройке Хмельницкой АЭС, вроде бы, поднимается. Но сделана данная ремарка, скорее всего, была уже с «прицелом» на американских «партнеров». И это вызывает очень большую настороженность, поскольку их стараниями Украина уже не первый год превращается в ядерную «мину замедленного действия», напрямую угрожающую безопасности как всей Европы, так и, что гораздо более важно, нашей страны.
«Чернобыль 2.0» от Westinghouse?
Для начала обратимся к конкретным цифрам и фактам. По состоянию на сегодняшний день, на Украине имеется четыре действующих атомных электростанции – Запорожская, Южно-Украинская, Хмельницкая и Ровенская, имеющие в своем составе 15 ядерных реакторов. В работоспособном состоянии, как правило, находятся 11-12 из таковых. Это не должно вызывать удивления, поскольку 12 энергоблоков упомянутых станций были запущены еще в советское время, и лишь три – в 1995 и 200 годах. В силу этого заложенные при проектировании и постройке предельные сроки эксплуатации в настоящее время истекают для 11 из 15 ядерных блоков.
Для четырех из них время работы было продлено на 10, а то и на все 20 лет. Однако с остальными такой номер не пройдет – до 2040 года должны быть остановлены и выведены из эксплуатации все украинские реакторы до единого. Стране остается либо строить новые, либо полностью переходить на иные способы получения электроэнергии, половина выработки которой сегодня приходится как раз именно на АЭС.
В ситуации, когда Украина взяла на себя обязательства уже к 2030 году полностью отказаться от добычи угля и, соответственно, генерации электричества с его использованием, а о поставках газа (во всяком случае российского) ей скоро придется забыть, на горизонте вырисовывается более, чем реальная перспектива тотального энергетического коллапса. Казалось бы, предложение от Westinghouse Electric выглядит в данном случае прямо-таки спасительно. Однако не будем торопиться с выводами. Данная корпорация «зашла» на украинский рынок еще в 2008 году, с подачи пришедшего к власти после первого «майдана» проамериканского президента Виктора Ющенко. Следует отметить, что ее появление в «нэзалэжной» ничего позитивного тамошней атомной энергетике не принесло – скорее, наоборот.
Главной целью Westinghouse, как несложно угадать, является полное «выдавливание» из украинского энергетического сектора своих российских конкурентов – «Росатома» и его дочернего предприятия ТВЭЛ, до появления заокеанских «ухарей» исправно снабжавшего топливом АЭС «нэзалэжной», и, более того, занимавшегося утилизацией их ядерных отходов. Загрузка в реакторы советского (или российского) производства американских топливных элементов ТБС сама по себе была крайне рискованным экспериментом, граничащим с преступлением. Его результатом стала длящаяся годами цепь различных нештатных ситуаций, технологических проблем и даже аварий на соответствующих объектах (взрыв на Запорожской АЭС, аварийные отключения на Хмельницкой станции), которые на Украине замалчиваются самым тщательным образом.
При этом какую-либо «адаптацию» своих топливных элементов для тамошних реакторов в Westinghouse проводить отказались наотрез. Равно как и заниматься вывозом из «нэзалэжной» отработанного содержимого реакторов, предоставив Киеву самостоятельно решать вопрос с возведением могильника для их захоронения. Вернее – знаменитого Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ), которое пытаются построить на Украине вот уже лет 15. В нынешнем году на официальном уровне вроде бы было заявлено о его готовности, но слухи о таковой, скорее всего, сильно преувеличены. В противном случае в страну уже устремились бы радиоактивные отходы с сотни американских АЭС и нескольких десятков европейских. Все приведенные выше факт говорят о том, в какой степени Westinghouse волнует ядерная безопасность как самой Украины, так и имеющих несчастье соседствовать с ней стран. В нулевой.
Более того, за данной компанией тянется весьма отчетливая «слава» самого дурного характера. Называть ее «надежным партнером» могут только безумцы из Киева. Начать следует с того, что как раз именно в строительстве ядерных реакторов американская фирмочка, на 99% специализирующаяся исключительно на поставках топлива к ним, опыта практически не имеет. Тот, что есть – сугубо негативный. Предпринятая ее специалистами несколько лет назад попытка соорудить реактор АР 1000 (именно такими собираются «осчастливить» и Украину) в Китае, закончилась неудачей и в настоящее время его с горем пополам достраивают сами китайские товарищи.
В США имеется ряд случаев, когда затеянные Westinghouse проекты «зависали», в разы вырастали в цене и приводили к таким скандалам, что фирма с позором отказывалась от роли генподрядчика. В конечном итоге все это привело к тому, что Westinghouse была признана банкротом и там полностью сменились как хозяева, так и все руководство. Главный же фокус заключается в том, что, по оценкам профильных экспертов, построить обещанные Киеву «пять реакторов АР 1000» за 30 миллиардов долларов решительно невозможно – даже если сооружать их с нарушением всех мыслимых и немыслимых норм и правил, поскольку один такой реактор обойдется не менее, чем в 10 миллиардов! Так что же в реальности собираются американцы делать на Украине?
Вопрос этот далеко не праздный, поскольку время, простите за банальность, идет и момент, когда все до единого ядерные реакторы «нэзалэжной» превратятся в смертоносные бомбы, которые могут рвануть не так уж и далеко от наших границ, неумолимо близится. Есть все основания предполагать, что, используя в качестве «дымовой завесы» подписанный в Вашингтоне меморандум (а это именно «протокол о намерениях», а не конкретное соглашение или договор о постройке), Киев продолжит их эксплуатацию сверх всех допустимых пределов, причем с использованием американского топлива, что увеличит опасность техногенной катастрофы на порядки.
США же, через Westinghouse получат полный контроль над украинской ядерной энергетикой, постаравшись полностью устранить из этого сектора Россию. То, что подобные «комбинации» рано или поздно приведут к трагедии, перед которой померкнет Чернобыльская катастрофа, заокеанских хозяев Украины совершенно не беспокоит. Волноваться и принимать срочные меры стоит как раз нашей стране.