16 сентября президент Соединенных Штатов Джозеф Байден совместно с премьерами Великобритании Борисом Джонсоном и Австралии Скоттом Моррисоном анонсировали подписание нового трехстороннего партнерского соглашения в сфере безопасности.
Наши страны обновят и укрепят нашу общую способность противостоять угрозам XXI века так же, как мы это делали в ХХ веке: вместе – подчеркнул Байден, выступавший на проводившейся по видеосвязи встрече.
Как подчеркнул премьер Австралии в ходе презентации, «мир становится все более сложным» и для того, чтобы «помочь обеспечить безопасность и стабильность, в которых нуждается наш регион, мы должны сейчас вывести наше партнерство на новый уровень».
Замена НАТО?
Одним из первых вопросов, которые неизбежно возникают после новостей о создании нового военного блока под фактическим руководством США — станет ли он заменой НАТО. Учитывая слабеющие позиции Североатлантического альянса в Европе, со стороны США было бы разумно начать создавать новый военный блок на перспективу, т.е. уже сейчас. Наиболее простым вариантом в данном случае была бы опора на естественных союзников США — другие англосаксонские страны. В принципе, именно так оно и происходит.
Кроме того, важно отметить тот факт, что вместо того, чтобы расширять НАТО, просто включив в него Австралию (ведь Америка и Британия и так в его составе), США пошли по пути создания нового военного блока. По сути это ярко наглядно демонстрирует, что Пентагон постепенно начинает относиться к НАТО как к отживающей свое организации. Ничего личного, чистый Realpolitik.
Очевидно, что американцы создают сейчас не просто частично дублирующую НАТО структуру с поправкой на новый регион. Вполне вероятно, что это скорее плацдарм для плавного перевода наиболее верных европейских союзников США (Норвегии, Польши, стран Прибалтики) из рассыпающегося Альянса в состав нового военного блока. Проще говоря, задел для сохранения хоть какого-то американского влияния в Европе.
«Пять глаз» укрепились, но превратились в три
Изучая состав нового альянса в глаза бросается еще один любопытный аспект: Канада и Новая Зеландия к нему не присоединились. Почему это важно? Потому что именно эти две страны вместе с США, Великобританией и Австралией образуют альянс разведок «Пять глаз», который не просто эффективно функционирует в области обмена разведданными, но и активно пытается расшириться, предлагая вступить в свой состав Германии, Японии, Индии и Южной Корее.
Тем не менее в новый военный союз канадцев и новозеландцев не позвали. Хотя в то же НАТО официальная Оттава входила на правах не просто приглашенного участника, но страны-основательницы. Вполне вероятно, что таким образом Штаты в очередной раз демонстрируют то, чего у них не отнимешь — понимание законов маркетинга. В данном конкретном случае — политического.
Образование нового военного блока сразу с пятью государствами даст мощный повод для мирового информационного освещения единожды, после чего в отсутствие прорывных новостей интерес к нему медленно начнет затухать. Постепенное же присоединение все новых государств к AUKUS’у будет создавать куда более благоприятный информационный фон, прежде всего путем стабильности и равномерности освещения. В результате идея о том, что «все новые и новые государства стремятся присоединиться к новому военному блоку» будет смотреться куда выигрышнее, нежели «новый военный блок демонстрирует признаки стагнации в условиях отсутствия путей для расширения».
Новый атомный флот для Австралии
Первым серьезным решением, принятым в рамках нового американского военного блока, стала договоренность о создании в Австралии собственного атомного подводного флота. Создание атомных субмарин на пятом континенте будет происходить при активной поддержке американской и британской сторон, военные специалисты и конструкторы которых, по сути, и будут строить подводные лодки для австралийцев.
Учитывая происходящее в ближайшем будущем вполне можно ожидать размещения британских или американских ядерных ракет на территории Австралии. Тем более, что опыт взаимодействия по «ядерной линии» у австралийцев с британцами уже есть. Именно на территории Австралии в середине прошлого века проводились первые испытания британской ядерной бомбы.
В пользу этой версии говорит и то, что австралийский премьер отдельно подчеркнул отсутствие у его страны амбиций по созданию собственного ядерного оружия. В переводе с политического на русский это можно расценить как открытое заявление о том, что свои атомные бомбы австралийцы создавать не будут, но вот размещать чужие… На этот счет никаких заявлений не было.
Противодействие Китаю
Формируя новый военный блок, США решили не мудрствовать лукаво и обозначить ключевой его идеей противодействие Китаю. Когда-то давно со схожей целью создавалось и НАТО. Только тогда целью военного сотрудничества коллективного Запада был СССР. Времена меняются, старые трюки остаются. В целом, формирование нового альянса было ожидаемым, учитывая существенное усиление Китая в последние годы и резкое охлаждение отношений между Вашингтоном и Пекином.
США крайне не любят, когда кто-то пытается оспорить их статус сверхдержавы. А Китай не только опережает их по темпам роста экономики и показателю ВВП (с учетом паритета покупательской способности), но и продолжает активно строить сильное во всех смыслах государство.
Понимая, что не могут ничего сделать с мощнейшим экономическим развитием Китая и его закономерно возникающими глобальными амбициями, США и союзники стремятся хотя бы нарастить свое военное присутствие по всему миру. Что особенно актуально, учитывая, что американская сторона уже прошла пик своего влияния в ЕС, и дальше Вашингтону придется только сдавать позиции.
Новая картина мира
Новый военный блок для США знаменует новую фазу в геополитических построениях официального Вашингтона. По-видимому, осознав концепцию милитаризма единственным политическим выходом для себя после нескольких неудачных торговых войн с Поднебесной, США решили начать планомерное усиление своего военного присутствие в азиатско-тихоокеанском регионе.
Показательно, что первым актом, который планируется сделать не передислокация, но создание с нуля нового австралийского атомного подводного флота, т.е. налицо «игра вдолгую», а не краткосрочные меры. С другой стороны, желание окружить Китай ядерными боеголовками с максимального числа сторон вполне может заставить США на этот раз именно передислоцировать в Австралию несколько десятков стратегических ракет.
Хитрость ясна — формально вступать в ядерный клуб Австралия не будет. На деле же обзаведется вполне реальными ядерными ракетами. С их запасом у США — страны с крупнейшим военным бюджетом в мире, проблем нет. Напротив, ядерное вооружение, как и любое другое современное оружие, постоянно модернизируется и обновляется, и образующиеся устаревшие единицы будет логично отправить на подмогу союзнику. Так сказать, с барского плеча. В целом, если проанализировать важнейшие геополитические события последних лет, становится очевидно, что создание нового военного блока назревало уже давно. И дело не только в растущем влиянии Китая и ревностной охранительной позиции США.
Предпосылки формирования нового блока исходили, в том числе, и от других его участников. Взять хотя бы выход той же Великобритании из ЕС. В значительной степени он был продиктован не только желанием сохранить те остатки суверенитета, которые официальный Брюссель постепенно начал подминать под себя, но и стремлением максимально сблизиться с США. Переговоры о создании блока, с высокой долей вероятности велись уже давно, а то что мы наблюдаем сейчас — вполне может быть зарей становления новой если не британской империи, то полноценного англо-саксонского военного союза. И о том, как ему противодействовать Китаю, как и России, стоит задуматься уже сейчас.