Забавно. Если предположить, что маршрут нелегального экспорта наркотиков из Афганистана в Европу (под прикрытием США) действительно проходил через Косово (распределительная точка - американская база Бонд-Стил), то понятно, почему сейчас этот европейский наркоцентр прикрывают. Потому что у афганских наркотиков теперь - другие менеджеры, распределяющие потоки.
Нам всегда очень не нравятся конспирологические теории. Однако, если упорно ходившие в дипломатических и не только кулуарах разговоры об американских транспортных самолетах, летающих с героином по маршруту Баграм - Слатина верны, то вслед за сдачей Афганистана (базы производства), сдают и транзитный пункт - Косово.
Значит ли это, что Косово снова вернется в Сербию? Далеко не факт. Однако, сейчас созрели условия для проведения сербской армией ограниченной операции на севере края, в районах, населенных преимущественно этническими сербами. Если Белград будет действовать быстро, сразу добьется успеха и остановится на границах населенных сербами территорий на севере - ему мало что грозит.
К тому же ситуацию обостряют сами косовские албанские власти. Премьер Альбин Курти призвал к референдуму в Косово и Албании по вопросу об объединении. А этого не хочет не только Сербия: ни Евросоюз, ни входящие в НАТО Северная Македония, Черногория и Греция. Великая Албания для них - это кошмар.
Таким образом, у Сербии сейчас есть шанс: в условиях европейского раздрая и агрессивной политики косовских албанцев, а также переключения американского внимания на Индо-Тихоокеанский регион, отыграть свое поражение 1999 года. Хотя бы частично.
Новый косовский кризис решится в ближайшие недели. Обе стороны – и Сербия, и непризнанное Косово, будут продолжать поднимать ставки в игре, пока у кого-то не выдержат нервы и не произойдет эскалация. Или пока в ситуацию не вмешаются внешние игроки, что тоже вероятно.
При этом такое вмешательство может быть разнонаправленным: страны ЕС и НАТО будут стараться сохранить выгодный им текущий статус-кво вокруг Косово. Россия же, скорее всего, будет ориентироваться на Сербию и поддержит тот вариант, который выберет Белград, включая и возможный силовой.
Для Москвы небольшое изменение баланса на Балканах в пользу Сербии уже может трактоваться как успех. Даже если это изменение выльется в возвращение контроля Белграда только над сербскими общинами на севере Косово.
Вместе с тем, многое в развитии нынешнего кризиса зависит от Соединенных Штатов, которые пока никак не выражают своего отношения к складывающейся в Косово ситуации. Активное участие США в решении косовского кризиса сподвигнет на подвиги и европейцев. Самоустранение же Вашингтона будет означать более гибкую европейскую позицию по Косово.
Администрации Байдена сейчас лезть в Косово не с руки. Вашингтон завершает те международные кейсы, которые мешают ему сосредоточиться на главном – борьбе с Китаем. США ушли из Афганистана, уходят из Ирака и, как показывает история с созданием АУКУС и Францией, могут легко наплевать на интересы европейских союзников.
С другой стороны, индифферентность США в данном случае приведет к усилению позиций России. Там, где есть такой риск, Америка обычно предпочитает оставаться – вопреки всему. Именно так она, например, делает в Сирии. Поэтому Соединенные Штаты выжидают и сохраняют руки свободными, взвешивая возможные риски от вмешательства или невмешательства в ситуацию на Балканах.
Вот и эскалация подъехала. В городе Косовска-Митровица произошло нападение албанцев на сербов. Пока жертв нет, но подобные эксцессы могут с высокой степенью вероятности повториться в условиях обострения отношений между Белградом и Приштиной.
Вообще же надо понимать, что на Балканах сейчас происходит двойное обострение: конфликт между Сербией и непризнанным Косово из-за нарушения прав сербских общин на севере края, а также внутренний кризис в Боснии и Герцеговине, который вызван резкой реакцией Республики Сербской на попытки отобрать у нее лесные угодья.
Происходящее в Косово является прямым нарушением Брюссельских соглашений 2013 года, согласно которым ввод косовского спецназа на территорию четырех сербских общин на севере края возможен только в случае одновременного согласия их глав, а также командующего KFOR.
В Боснии и Герцеговине же идет нарушение Дейтонских соглашений 1995 года, которые предусматривают конфедеративный характер этого государственного образования и широкую автономию Республики Сербской.
Надо отметить, что ползучее наступление на права сербов в Косово и в Боснии и Герцеговине наблюдалось на протяжении многих лет. Однако Белград и Баня-Лука резко встали на защиту своих интересов именно сейчас. У Сербии и боснийских сербов появился шанс переиграть (хотя бы частично) результаты проигранных ими в 1995 и 1999 годах войн.
Почему? Во-первых, США заняты делами вне европейского континента, создают AUKUS и реанимируют QUAD. Во-вторых, Евросоюзу сейчас очень ненужны конфликты на своем заднем дворе. В Германии только закончились выборы и идет формирование парламентской коалиции. Франция терпит фиаско в своей традиционной зоне влияния - Африке. Британия уже смотрит в Индо-Тихоокеанский регион и вряд ли думает о Балканах.
Кроме того, Сербия и Республика Сербская имеют твердые обоснования для своих претензий. Формально они стремятся не к слому действующего порядка, а к точному выполнению Брюссельских и Дейтонских соглашений, которые в свое время им навязали именно ЕС и НАТО.
Также в мировой политике теперь (в отличие от 1990-х годов) есть фактор России, которой слом навязанных сербам коллективным Западом порядков выгоден и геополитическом, и в информационном плане.
Вопрос только в самом политическом руководстве Сербии и Республики Сербской. И Вучич, и Додик наделали уже немало громких заявлений. Но рискнут ли они в решающий момент идти до конца? Вот это пока непонятно, однако ясность наступит уже довольно скоро.
Вообще же все происходящее напоминает давнишний план урегулирования ситуации на Балканах, предлагавшийся Генри Киссинджером: включить в состав Сербии боснийскую Республику Сербскую и населенные сербами территории на севере Косова в обмен на признание Белградом независимости края. Но это так, к слову. Может и показалось.