Последнее время не перестает «радовать» нас самыми разнообразными прогнозами относительно перспектив начала в обозримом будущем военного конфликта не локального, а полномасштабного, возможно, даже мирового уровня.
Подобные изыскания одно за другим «выдают на-гора» западные аналитики и эксперты самых разных уровней – от газетных обозревателей до сотрудников серьезных исследовательских центров. Как видно, у наших «заклятых друзей» все-таки «прорезался нюх» настолько, чтобы даже они ощутили отчетливо витающий над миром запах пороха.
К огромному сожалению, отнюдь не оптимистические предположения и алармистские выводы из них имеют под собой вполне определенные предпосылки и основания. Геополитическое противостояние между различными государствами и их союзами в условиях крушения «однополярного» мира обострено до такой степени, что предельно «взрывоопасные» ситуации следуют одна за другой. Впрочем, в рамках данной статьи внимание хотелось бы заострить на одном аспекте – конфронтацию с какой конкретно страной на Западе считают кратчайшим путем к Третьей мировой войне? Попросту говоря – кого там боятся больше и считают самым опасным врагом?
«Болевые точки» планеты
Немалое оживление в нашей стране вызвала публикация британского таблоида The Sun, авторы которой не просто перечислили места вероятных военных столкновений, имеющих потенциал к перерастанию во всеобщий конфликт, но даже не поленились изобразить карту таковых. Большой энтузиазм отечественных экспертов и журналистов был порожден тем фактом, что среди разбросанных по всей планете «болевых точек» не было обозначено, практически, ни единой, где участником прямого противостояния могла бы стать Россия. Исключением можно считать разве что Сирию, однако авторы издания склонны видеть в ней лишь возможную арену схватки между Анкарой и Дамаском с участием США. Все остальное с нашими рубежами, как говорится, «даже рядом не стояло». На первом месте изображен, конечно же, Тайвань, где могут сойтись в открытом бою Соединенные Штаты и Китай.
Следующий пункт, что характерно, опять же, связан с поднебесной – это Кашмир, пограничный спор за который Дели и Пекин ведут уже давно, причем время от времени действительно доходя до боестолкновений. Немалую угрозу составители списка видят в Иране – по их мнению, он может схватиться как с Израилем, так и с ОАЭ (к примеру, за контроль над Ормузским проливом). Не оставлен без внимания и «больной» Северокорейский вопрос – степень вероятности войны между КНДР и США оценивается, как достаточно высокая. Как видим, в приведенном перечне напрочь отсутствуют все те направления, на которых, если верить периодически раздающимся из Брюсселя и того же Вашингтона заполошным заявалениям, рано или поздно непременно должна приключиться «российская агрессия», Или уже приключилась... Это наводит на противоречивые мысли и дает основания для самых разных предположений. Не верят собственной же пропаганде? Боятся? Или попросту усыпляют нашу бдительность?!
Нет, вправду, где же Грузия и Украина? Ведь против них, если верить шефу Пентагона Ллойду Остину, наша страна «начала войну», чего-то там «аннексировала» и где-то даже «оккупировала»? Где Белоруссия? Ведь проводившиеся на ее территории не так давно учения «Запад-2021» вызывали в штаб-квартире НАТО бурю эмоций. Чуть ли не об Апокалипсисе кричали... Где Польша? Или, уж на совсем худой конец, Прибалтика, трясущаяся, как осиновый лист в нескончаемом предвкушении «нашествия с Востока»? Кстати, по поводу Белоруссии и Польши весьма разумные высказывания не так давно прозвучали в США.
Старший научный сотрудник тамошнего Института Катона, Тед Гален Карпентер заявил, что полномасштабная война между США и Россией может начаться как раз на их рубежах. Причиной, по мнению ученого, может стать некая «провокация, виновников которой потом никогда не найдут». Что характерно, мистер Карпентер считает, что Джо Байдену следует не только «утрясти» этот вопрос с Владимиром Путиным во избежание неприятностей, но и «вложить ума» Варшаве. Кое-кому там следует втолковать, что дальнейшая «игра мускулами» на белорусской границе «бесполезна и опасна», а пресловутая 5 статья устава НАТО «не наделяет членов Альянса правом на безрассудные провокации». Очень здравые мысли!
Вернемся, впрочем, к списку от The Sun. Кое-кто в нашей стране склонен считать, что он является верным свидетельством того, что на Западе, наконец-то поняли: с Россией (особенно при наличии у нее «Авангардов», «Цирконов», «Кинжалов» и далее по списку) шутки плохи. Вот и перечислили в качестве наиболее вероятных противников США и НАТО исключительно те страны, которых «боятся поменьше». Звучит чертовски завлекательно, но... Наличие в списке Китая несколько нивелирует данное допущение. Настоящий конфликт с Пекином неминуемо выльется в ядерное столкновение – это в Вашингтоне понимают прекрасно.
Недооценка ценой в Армагеддон
Для того чтобы более реалистично представить себе взгляд Запада на возможную глобальную войну, стоит, пожалуй, обратиться все-таки не к творениям британских журналистов, а к выводам, которые сделали в своем свежем исследовании аналитики известной во всем мире корпорации RAND, как раз на вопросах безопасности и специализирующейся. Его авторы, в принципе, не делают никаких сенсационных открытий – самую большую опасность для США они усматривают не конкретно в Москве или Пекине, а в их вероятном союзе, направленном против американских «жизненных интересов».
Многие оценки, обнародованные RAND звучат достаточно спорно, что, впрочем, случается с ее экспертами регулярно. Так, авторы исследования утверждают: «совокупная военная мощь России и Китая уже очень близка к аналогичному потенциалу Соединенных Штатов», но ни в коем случае не сравняется с ним, как минимум, до 2022 года. Более того, аналитики сетуют на «снижение американской оборонной мощи до показателя в 0.6 с уровня в 0.7, имевшегося в 1997 году». При этом совместный российско-китайский показатель «военного индекса» оценивается ими почему-то в 0.41. Что за мудреная шкала применялась в данном случае? На чем основаны столь сомнительные соотношения сил? Тайна, покрытая мраком. Главное – сделать духоподъемный вывод: «США и далее будут оставаться на шаг впереди своих противников».
Звучит это, однако, не слишком убедительно, особенно на фоне приводимых в том же исследовании данных относительно наращивания оборонной мощи Поднебесной за период с 2016 года. Ввод в строй второго авианосца, 23 новых ракетных эсминцев, 29 новых фрегатов, семи десятков истребителей пятого поколения J-20 и более двух сотен 229 новых шахт для МБР... Хоть убейте, но на «отставание» это никак не похоже – даже на шаг или полшага.
Что до России, то тут RAND вообще одолевает странная «слепота». Ее аналитики на полнейшем серьезе вещают о том, что «показатели ее вооружений остались за это время на прежнем уровне, а, возможно, даже и снизились». Это вы о чем, господа?! О гиперзвуковых ракетах, боевых роботах, новых подлодках и прочем? «Циркон» вам, что ли, в окно офиса должен впорхнуть – для осознания реалий? Тем более, что дальше, все те же авторы, нисколько не смущаясь, принимаются объяснять «прорывный» рост китайского военного потенциала... сотрудничеством с Россией! Таковое, по их мнению, выражается как в предоставлении Поднебесной «доступа к высококлассным системам вооружений», так и в «работе российских специалистов на предприятиях ВПК Китая». Довольно странная «логика», не правда ли?
Завершают свой опус исследователи развесистыми размышлениями о том, как же все-таки не допустить углубления и расширения так пугающего их сотрудничества. По мнению экспертов RAND помочь тут могло бы разве что «значительное ослабление санкций Запада», в результате которого Москва «опомнилась бы» и принялась «выстраивать отношения» с США и Евросоюзом. При этом ее отношения с Пекином, возможно, «ослабли бы или даже пришли в упадок». Впрочем, как уточняют авторы доклада, рассчитывать на подобный поворот вряд ли целесообразно.
Следовательно, и «выстраивание оси «Москва-Пекин», по их мнению, будет продолжаться. Причем с крайне неприятными для «коллективного Запада», и, прежде всего, для Соединенных Штатов, результатом. При этом чем более жесткими будут «меры воздействия», предпринимаемые против обеих этих стран, тем более тесным и разносторонним будет становиться их содружество.
Как видим, дать однозначный ответ на вопрос: «Какую угрозу Соединенные Штаты считают для себя главной: российскую или китайскую?», довольно затруднительно. Долгие годы, да что там годы – десятилетия бытовавший на Западе дурацкий миф о «непоправимой научно-технической отсталости» нашей страны продолжает играть с его создателями и адептами прескверные шутки. Не видеть в упор совершенно очевидного – это надо еще постараться! Но у них получается. Американцы готовы скорее поверить в то, что «гиперзвуком» обладают китайцы (от чего в Пекине, кстати, отчаянно открещиваются), чем адекватно оценить современный потенциал нашей страны. Недавнее признание Владимира Путина относительно «стоящих в боевой готовности межконтинентальных гиперзвуковых ракет со скоростью в 20 Махов», способных без проблем поразить любые цели за океаном – серьезный повод для того, чтобы в Вашингтоне, наконец, призадумались. Недооценка оппонента может иметь не просто тяжелые, а роковые последствия, причем для всего мира, ибо столкновение наших держав приведет к глобальному термоядерный конфликт совершенно однозначно.
Впрочем, актуальна данная ситуация не только относительно России. Выступая на днях на ежегодно проводимой Пентагоном конференции «Море – Воздух – Космос» (Sea Air Space), возглавляющий Объединенный комитет начальников штабов США генерал армии Марк Милли признал, что именно Китай сегодня «представляется главным проводником перемен в нынешнем международном порядке». Тем не менее высокопоставленный представитель Пентагона тут же заявил о том, что ВМС США в настоящее время являются «лучшими в мире» и так должно оставаться и впредь.
Вообще говоря, в соответствии с опубликованными не так давно данными Управления военно-морской разведки (ONI) США крупнейшим военно-морским флотом на планете, насчитывающим 360 боевых единиц еще в прошлом году располагал как раз Китай, а не Соединенные Штаты с их 297 кораблями. Согласно прогнозу ONI, к 2030 году, когда у Пекина будет не менее 425 военных кораблей, разрыв возрастет еще больше. Это факты, которые в Вашингтоне, увы, предпочитают игнорировать. А очень зря. Бояться необязательно – нужно просто смотреть на вещи реально. И не провоцировать ни Китай, ни Россию.